Круглогодичное 8 марта


или Чего хотят женщины

К этой красной дате календаря у каждой женщины — пристрастное отношение. Безучастных нет. Одни считают, что это заслуженное воздание за все наши труды праведные и высокое предназначение, определенное самой природой. Для других — это своего рода профессиональный праздник. Наподобие Дня рыбака (если поликорректно — Дня рыбака… и рыбачки).

Наконец, третьи воспринимают его как смесь покаяния и откупных со стороны мужчин. И резонно спрашивают: почему все добрые слова и поступки, совершаемые в этот день, нельзя равномерно распределить на остальные и тем самым сделать 8 марта круглогодичным ритуалом?

В любом случае все, думаю, согласятся: само появление этого праздника связано с тем, что в будничной суете не всё еще по справедливости. Знаю, тему «гендерного равноправия» уже истрепали. Как в советские времена подшивку популярного сатирического журнала. Но тема не потеряла актуальности. Потом что равноправие полезно всем. И для экономики, и для общества в целом. В этом еще раз убедилась, оказавшись в Люксембурге.

Три года назад, 1 марта 2011 года крупный люксембургский, да и панъевропейский политик Вивиан Рединг, ныне — вице-президент Еврокомиссии, стала инициатором знакового почина (“Women on the Board Pledge for Europe”). Из ее уст прозвучал призыв к крупным компаниям, из тех, что котируются на бирже, взять на себя добровольное обязательство энергичнее вводить женщин в состав советов директоров.

Поставлена была поэтапная задача: доля женщин должна составить не менее 30% к 2015 году и не менее 40% к 2020 году. Амбициозная цель. Сегодня только одно кресло из десяти в советах директоров ведущих компаний в ЕС занимает женщина. А между тем здесь подсчитали, что две трети (70%) всех расходов совершают женщины. Понять психологию этого ключевого потребителя, а значит — сделать правильный выбор в пользу производства того или иного продукта или вида услуги лучше всего сможет женщина. Та, которая обладает правом принимать управленческие решения.

Для наглядной иллюстрации советую пересмотреть совсем неглупую комедийную мелодраму «Чего хотят женщины», где главный герой в исполнении Мела Гибсона обретает на время дар читать женские мысли.

Направление мысли Вивиан Рединг и ее единомышленниц считаю правильным. Взгляните фактам в лицо. В Европе, да и в России, восстанавливающей позиции по качеству жизни, пусть и замедленном темпе, демография все больше становится головной болью. Рождаемость падает. Продолжительность жизни растет. Население в целом стареет. Нам ничего не остается, как рациональнее использовать «человеческий капитал».

Женщины это хорошо понимают, как бы некоторые мужчины не претендовали на монополию на всё, что содержит корень «рацио» (разум). При этом у женщин присутствуют в мировосприятии такие трудно уловимые качества, которые обычно называют «интуиция», «инстинкт», «наитие».

В любом случае, никто не станет спорить, что женский взгляд — особый. Сродни «особому мнению». Европейские эксперты, изучавшие советы директоров, где были в равной степени представлены оба пола, выявили одну закономерность. Процесс и результат принятия решений в таких компаниях был намного эффективнее. Почему? В отличие от прежних «гомогенных», то есть преимущественно мужских посиделок, в ходе обсуждения с участием женщин обычно рассматривалось намного больше альтернативных вариантов. А также более детально и тщательнее анализировались потенциальные риски. В итоге появлялось оптимальное решение.

Да, ситуация с занятостью женщин, отказывающихся быть только домохозяйками, меняется к лучшему. Но, увы, не столь быстро, как этого требуют обстоятельства. Прогресс в близком мне финансовом секторе и вовсе происходит в темпе, напоминающем черепашьи бега.

Причина стара, как библейские притчи. В середине карьеры ненормированный рабочий день, а попросту — обычай засиживаться допоздна в офисе, и высокий градус конкуренции заставляют женщин сделать трудный выбор. Сохранить равноудаленность от офиса и дома не удается. И тогда многие предпочитают сменить род деятельности. Чтобы не превращать свой быт и семейную жизнь, если она наладилась (в Британии половина женщин в банковском бизнесе — не замужем), в довесок к работе.

Но есть способ не оказаться перед дилеммой «или — или». С интересом узнала, как в Люксембурге государство заботится о работающих женщинах, выполняющих свое высочайшее предназначение.

Здесь материнское пособие выплачивается в течение 8 недель до родов и столько же после, причем оно равно среднему заработку. Пособия на ребенка выплачиваются до достижения им 18 лет. Есть ежемесячное пособие, которое выдается в том случае, если мама решит уйти с работы и полностью посвятить себя воспитанию и образованию отпрыска (allocation d’éducation). Этот период может длиться либо полгода подряд, либо 12 месяцев с интервалами. Государство при этом компенсирует неполученные доходы.

Одним словом, при разумной политике находится верная форма воздания. Она и позволяет наполнить смыслом понятие «гендерное равноправие».

Мы в East-West Unite Bank об этом не забываем. У нас в банке сложилось почти идеальное гендерное равновесие: на 25 мужчин приходится 27 женщин. Их соотношение в управленческом звене пока не находится в балансе: 10 на 7. Но сказанное не означает, что мы стремимся выполнить некую квоту. Вовсе нет. Лично я верю в меритократию: высокие должности надо раздавать не по анкетным данным, не по признаку пола, а по уму и таланту. И это именно то, чего больше всего хотят женщины.

Светлана ФЕДОТОВА,
управляющий директор
East-West United Bank в Люксембурге

№2(84), 2014