Европа на перепутье

image_pdfimage_print

Еще никогда Европейский Союз не подходил к выборам в Европейский Парламент в такой непривычной для него политической обстановке.

Особенность нынешнего предвыборного момента связана с двумя факторами.

Первый был заложен в план постепенного реформирования европейских институтов, которые уже много десятилетий упрекали в непредставительности и недемократичности. Поучающие всех и вся правилам демократии высшие брюссельские должностные лица сами, однако, назначаются, а не выбираются. Наиболее решительные критики учреждений ЕС и вовсе отрицают за Европейской Комиссией демократическую легитимность. Иными словами, из всех руководящих органов власти ЕС только Европарламент избирался населением, но его полномочия как раз и были самыми незначительными. Не потому ли так часто жаловались на то, что избиратели не проявляли активность при голосовании?

Очередные выборы в эту ассамблею, которые пройдут в конце мая во всех двадцати восьми странах ЕС, впервые будут происходить при несколько изменившейся системе. Дело в том, что впервые лидер пришедшей первой политической группировки будет рассматриваться как кандидат на пост председателя Европейской Комиссии. Правда, его еще должны утверждать главы государств и правительств стран-членов, но раньше-то они его назначали самостоятельно, после кулуарных консультаций и торгов. Избиратели не имели никакого влияния.

Теперь картина складывается несколько иная. Политические силы выдвигают лидера, который в случае победы готов возглавить исполнительный орган власти ЕС. Это, безусловно, подстегнет политическую борьбу, оживит предвыборную кампанию, а избирателям станет понятнее, за кого они голосуют, и к чему это может привести.

Второй фактор связан с текущими политическими настроениями в ЕС, фон которых – продолжающийся финансово-экономический кризис. Правящие партии, вне зависимости от того, относятся они к правым или левым, с 2008 года демонстрируют политическое бессилие, неспособность найти такие решения, которые радикально исправили бы положение. Соответственно система перестала формировать лидеров, которые видели бы чуть дальше очередных выборов, были бы готовы к нестандартным ходам, умели по-новому смотреть на ситуацию, обладали видением далеких целей, к которым следует двигаться.

Такое положение выталкивает на авансцену протестные силы – крайне правые, крайне левые, националистические, экологические и так далее. Большинство из них имеют антиевропейскую направленность, что тоже легко объяснимо. На ЕС легко свалить все текущие беды широких слоев населения, да и национальные правительства с удовольствием готовы этому подыграть: пусть будет виноват брюссельский дядя, но не собственный президент, премьер – далее по списку.

Но не стоит полагать, будто внесистемные политические силы способны набрать такую мощь, что оттеснят от руля традиционных политиков. Оттеснить не оттеснят, но потеснить, заставить с собой считаться – могут. Это меняет расстановку сил. Самодостаточные европейские правители вдруг ощутили дыхание в затылок, почувствовали реальные, а не мнимые угрозы и собственное бессилие во многих вопросах.

Эти два фактора ставят рамки, в которых до конца мая будет развиваться политическая жизнь на уровне ЕС. После выборов нового состава Европарламента и формирования осенью нового состава Европейской Комиссии «двадцать восемь» будут уже немного другими. Насколько?

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

Основные политические объединения, которые будут бороться за места в Европарламенте, уже определили своих лидеров.
Социалисты и социал-демократы выдвинут первым номером своего списка немца Мартина Шульца, нынешнего председателя Европейского Парламента, представителя СДПГ.
Объединенных левых возглавит лидер греческой партии СИРИЗА Алексис Ципрас, который набрал очки и популярность в ходе последних политических баталий в своей истерзанной внешней финансовой помощью стране.
Главным либералом станет бывший премьер-министр Бельгии (1999-2008) Ги Верхофстадт, который начинал как верный ученик тэтчеристской школы, но со временем стал более умеренным.
Наконец, «зеленых» поведут в бой немка Ска Келлер и известный французский антиглобалист и борец с ГМО Жозе Бове.
Когда пишутся эти строки, из ведущих сил не определились с выбором лишь представители правоцентристов, объединенных в Европейскую народную партию. Сейчас «народники» имеют первую по численности фракцию. Их лидер будет объявлен в марте на съезде в Дублине. Пока фаворитом считают бывшего премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера, но у него есть полдюжины сильных соперников.
Что касается ожидаемого результата майского голосования, то проводимые опросы пока не могут дать точного прогноза, просматривается лишь тенденция.
В нынешнем составе ассамблеи (733 места) крупнейшей фракцией являются «народники» (265), далее идут социалисты (184), либералы (84), «зеленые» (55), евроскептики-консерваторы и другие умеренные этого направления (51), левые (35), радикальные евроскептики (32) и прочие (27).
Оценки, проведенные Институтом Жака Делора с рядом других партнеров за 100 дней до голосования, нарисовали такое возможное распределение мандатов по итогам майского голосования при 751 месте в новом составе ассамблеи. Первыми могут стать социалисты (213), чуть опередив «народников» (209). Остальные места, по этим данным, распределятся так: либералы (62), «зеленые» (38), евроскептики-консерваторы и другие умеренные этого направления (61), левые (47), радикальные евроскептики (32) и прочие (89).
Если оценивать эту картину с политических позиций, то получается следующее. Главные политические силы – «народники» и социалисты – сохраняют первые позиции и идут «ноздря в ноздрю». Ни у одного из них не получится образовать Еврокомиссию только из своих сторонников, так что можно ожидать, что она будет коалиционной, в составе «народников» и социалистов. Левоцентристское большинство или правоцентристское большинство не просматриваются. При этом «зеленые» и либералы теряют позиции, расплачиваясь за экологический и экономический экстремизм. Однако вместе с двумя крупнейшими политическими силами они будут контролировать примерно 70% мест. Это имеет значение, потому что эти политические силы находятся в русле нынешней политики ЕС.
Крайние политические силы разного направления увеличат свое представительство, но не достаточно, чтобы парализовать работу ассамблеи.

№2(84), 2014

№2(84), 2014