Британские джихадисты вернулись из Сирии домой


Чем заняться 250 британским боевикам, исповедующим идеи радикального ислама, если они утратили веру в победу суннитского дела в Сирии, где их теснят правительственные войска Башара Асада, и вернулись в родные пенаты? Хорошо, если у них есть гражданская профессия. Хорошо, если они не утратили хотя бы интереса к зарабатыванию на жизнь цивилизованным путем. Хорошо, если они найдут работу по опыту, навыкам и вкусу.

А что если все три условия окажутся невыполнимыми? А что если стрельба по живым мишеням в Сирии и вкус крови отбили охоту к мирной жизни? А что если они захотят принести на землю, давшую миру Великую хартию вольностей, новый порядок, созвучный законам шариата и заповедям фундаменталистских имамов? А что если взрывы в лондонском метро в июле 2005 года вдохновят вернувшихся с не выигранной войны джихадистов на новые подвиги и свершения, достигаемые с помощью взрывчатки?

Вопросы не праздные и не надуманные, коль скоро министр внутренних дел Джеймс Брокеншир предупредил сограждан: «в обозримом будущем» эти, как он их назвал, «туристы-джихадисты» могут представлять угрозу национальной безопасности. Правоохранительные органы Британии признали, что ведут постоянную слежку за 250 неблагонадежными гастролерами, вернувшимися из Сирии, где занимались отнюдь не благотворительностью. Это в пять раз больше, чем в прежние годы. Среди тех, кого «пасут», – ветераны региональных конфликтов, отметившиеся в боевых действиях в Афганистане и Пакистане.

Министр дал понять, что если удастся доказать соучастие подозреваемых в террористической деятельности, то их привлекут к ответственности. По его словам, около 2000 европейцев участвуют в боевых действиях в Сирии, причем британцев там – «несколько сотен».

«К сожалению, Сирия стала главным конечным пунктом, куда съезжаются джихадисты», – заявил Джеймс Брокеншир. Ситуация мутная: случается, когда европейцы отправляются в эту страну с гуманитарной миссией, а затем становятся соучастниками террористических акций.

Нельзя не согласиться с выводом, что ситуация в Сирии архисложная, особенно сейчас, когда ориентированная на США «Свободная сирийская армия» пытается провести внутреннюю перестройку, сгруппировать вокруг себя все умеренные повстанческие силы и получить доступ к финансированию и поставкам вооружений из США и стран Европы. По-прежнему наиболее остервенелая группировка, называющая себя «Исламским государством Ирака и Сирии», контролирует северные районы, где прежде господствовала «Свободная сирийская армия». По-прежнему Саудовская Аравия исправно платит боевикам согласно платежной ведомости, как заправским наемникам, равно как и конкурент саудитов эмират Катар, поддерживающий другие группировки.

При таком раскладе сил и интересов что делать правительству Дэвида Камерона? Быть может, найти способ вернуть британских джихадистов обратно в Сирию? Для этого потребуется либо задружиться (естественно, тайно) с каким-либо из военных формирований исламистов, либо уговорить умеренных из «Свободной сирийской армии» взять британских религиозных боевиков к себе. Последний вариант возможен, но только если Вашингтон начнет более активно поддерживать умеренных, которые не на содержании у саудитов и катарцев, а Лондон пойдет на их софинансирование.

Вадим ВИХРОВ

№2(84), 2014