Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Деньги в мусорном ящике

Деньги в мусорном ящике

image_pdfimage_print

Приходилось вам слышать об общеевропейском проекте, который называется «Фьюжнз»? Нет? Тогда давайте разберемся, о чем идет речь. Это название – сокращение целого английского предложения, которое на одном дыхании не выговорить – Food Use for Social Innovation by Optimising Waste Prevention Strategies – уф-ф-ф. А по-русски, пожалуй, выйдет еще длиннее – «Использование продовольствия в качестве социальной инновации путём оптимизации стратегий, препятствующих его превращению в отбросы». Недурно закручено, а?

Но в основе этого лежит разумная и, прямо скажем, благая идея. Ведь после каждого большого празднества, и европейское Рождество тут не исключение, изрядное количество еды из холодильников прямиком перекочевывает в мусорный контейнер. Не верите, что экономные и рачительные европейцы на такое способны? А зря… Статистики уже подсчитали точную цифру: в странах ЕС за год в помойку летит 179 килограммов еды, заметьте, на каждую душу населения. Скажем прямо: выглядит пугающе. А если суммировать в масштабах 28 стран, то выйдет еще страшнее – 89 миллионов тонн в год. Не будем валить всю вину на любителей посидеть за праздничным столом и обжор с гурманами. Из этого гомерического количества 42% выбрасывают домохозяйства, 39% – изготовители, 14% – рестораторы и 5% – розничная торговля.

Так что у тех, кто в августе 2012 года запустил проект, рассчитанный на 4 года, были для этого более чем серьезные основания, правда? Во «Фьюжн» принимает участие 21 партнёр из 13 стран – университеты, предприниматели, организации по защите прав потребителей и так далее. Надо сказать, задача поставлена амбициозная – разработать направления политики, которая позволила бы к 2020 году снизить бессмысленное разбазаривание продовольствия на 50%, а количество ресурсов, используемых пищевой отраслью – на 20%.

Исследователям хочется от всей души пожелать успеха, но пока вскрываются только обескураживающие факты. Вот примеры, которые приводит Фелиситас Шнайдер, которая работает в Институте промышленности по использованию отходов при венском Университете почвоведения. Этой тематикой она вместе со своей командой занимается уже ряд лет и знает, о чем говорит. Так вот, в городах благополучной Австрии до 10% бытовых отходов составляют продовольственные продукты – нераспакованные или с нарушенной упаковкой. Причем изрядная их часть идёт на выброс еще до того, как истек срок годности! Согласитесь, это не просто обрезки и объедки, которых даже в самом аккуратном хозяйстве не избежать, а просто бездумное и бессмысленное расточительство. Именно пресловутый «человеческий фактор» и становится главной причиной того, что вполне годное продовольствие превращается в мусор.

Едва ли кто-нибудь станет спорить, что наши бабушки и прабабушки, реально знавшие, что такое недоедание и даже голод, обращались с едой куда бережливее, чем мы. У них не было умных холодильников, они не знали, что такое вакуумные и мембранные упаковки, но еду дома сохранить умели явно лучше нас. Или просто не покупали лишнего, точно планируя и неукоснительно исполняя семейный бюджет? Так или иначе, но и сливочное масло у них не прогоркало, и суп не киснул, и хлеб не плесневел. Можно быть уверенным, что из этого опыта ведения домашнего хозяйства многое полезно и применимо по сей день. Поэтому те молодые участники проекта, которые с помощью обитателей австрийских домов престарелых решили подготовить своеобразную кулинарно-домоводческую книгу на тему, как организовать безотходное питание своей семьи, пошли по правильному пути.

Нельзя сбрасывать со счетов и пропагандистский аспект. Вот, к примеру, в Германии в рамках проекта в супермаркетах (в 21 тысяче из них акции уже прошли!) систематически проводятся разъяснительные кампании – людям объясняют, каковы принципы хранения продуктов и как избежать их бессмысленной порчи. Один из наиболее понравившихся мне советов на эту тему, правда, был предложен в Британии. Если вы наготовили слишком много и рискуете сами не справиться с уничтожением своих кулинарных творений – пригласите соседей или приятелей: вместе точно получится.

Еще один простой, но надежный совет родом с маленького острова: внимательно располагайте продукты в вашем холодильнике. Выставляйте на первый план то, что надо съесть прежде всего, чтобы ничего не заваливалось по углам и не портилось. И поставьте холодильник и маленькое (это важно! маленькое!) мусорное ведро подальше друг от друга, чтобы не было соблазна что-нибудь туда швырнуть сразу же, не сделав хотя бы четыре-пять шагов. Иногда и лень может принести пользу!

Можно попробовать дать самой себе обязательство: на этой неделе ничего не выбрасываем, все доедаем до конца. Тяжело, но говорят все же можно выдержать.

И помните слегка модифицированное, но все же золотое правило кота Матроскина: чтобы выбросить что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. Так, может, лучше не покупать?

Марина СМИРНОВА

Важные детали:
Изготовитель гарантирует, что до указанной на упаковке даты предлагаемый им товар вполне съедобен. Но многие продукты не теряют своих полезных качеств и некоторое время спустя. Если указан день, год и месяц, то это, скорее всего, несколько суток, а если только месяц и год – то несколько недель. Если же написано «употребить до» – не рискуйте: продукт скоропортящийся.

Серьезные основания для того, чтобы не выбрасывать годные продукты:
ЭТИЧЕСКИЕ. 12% жителей Земли недоедают. И в то же время в богатых странах пища отправляется в мусор.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ. Производство продовольствия создаёт нагрузку для окружающей среды (изготовление и использование удобрений и средств защиты растений, истощение и деградация почв и многое другое). При складировании биоразлагаемого мусора образуются парниковые газы. Правда, в Европе мусорных полигонов все меньше, но все же они есть.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ. Бессмысленная трата всего, что было израсходовано на производство этих продуктов – от электроэнергии до производства упаковочных материалов. Необходимость создавать огромные мощности по сортировке и переработке мусора.

№1(83), 2014

№1(83), 2014