Главная > Дневник событий > В фокусе > Еврокомиссия разоблачила заговор химиков

Еврокомиссия разоблачила заговор химиков

image_pdfimage_print

«Проктер и Гэмбл» и «Юнилевер», крупнейшие в Европе и в мире компании по производству моющих средств, попались с поличным. Еврокомиссия установила факт картельного сговора, который действовал с января 2002-го по март 2005 года, и привел к незаконному обогащению.

Обе компании, взяв в компаньоны германский концерн «Хенкель», разработали в принципе благородную программу действий, направленную на улучшение экологических характеристик производимых ими стиральных порошков. Договорились уменьшить количество упаковки, что означало экономию расходуемых на производство этого товара средств. При этом все три участники секретных переговоров, как пишет британская «Гардиан», решили цены не снижать, оставить прежние, а затем синхронно повысить.

Такие действия квалифицируются однозначно: картельный сговор. Англо-голландская корпорация «Юнилевер» предлагает порошки под брендами «ОМО» и «Сэрф». Изделия «Проктер и Гэмбл» идут под марками «Тайд», «Гейн» и «Эра». В свою очередь «Хенкель» производит «Персил», но, по договоренности, правом продвигать его на рынках Британии, Ирландии и Франции обладает «Юнилевер». Все эти «дружно» подорожавшие товары трех компаний сбывались на рынках Бельгии, Голландии, Франции, Германии, Греции, Италии, Португалии и Испании.

В заявлении Еврокомиссии сказано: «Картель существовал на протяжении чуть более трех лет и был нацелен на закрепление позиций на рынке, при этом согласованные цены являлись нарушением антитрестовских законов Евросоюза». По решению Брюсселя, «Проктер и Гэмбл» должна заплатить штраф в размере 211 миллионов евро, а «Юнилевер» – 104 миллионов. Для первой это означает сокращение изначальной суммы штрафа на 50%, а для второй – сокращение на одну четверть. Таких поблажек они удостоились из-за готовности ускорить процедуру расследования и тем самым сэкономили Еврокомиссии бюджетные средства.

Никак не пострадает концерн «Хенкель», потому что в 2008 году он первым сообщил Брюсселю о существовании картельного соглашения и в качестве награды получил полный судебный иммунитет.

«У компаний не должно быть никаких иллюзий, – заявил Хоакин Альмуниа, член Еврокомиссии, ответственный за вопросы конкуренции. – Комиссия продолжит свою неустанную борьбу против картелей, извлекающих сверхприбыли за счет потребителей, в отличие от компаний, которые честно конкурируют между собой и которым воздается по заслугам».

По следам санкций «Юнилевер» объявила, что провела «переподготовку» своих менеджеров во всех странах Европы, чтобы те, цитирую по «Гардиан», «лучше понимали правила конкуренции». Схожие юридические и моральные обязательства взяла на себя «Проктер и Гэмбл».

Однако ни штрафы, ни клятвенные заверения в том, что отныне все будет по чести и по совести, не обязательно означают завершение этой скандальной истории. После установления виновности участников картельного сговора, они могут получить судебные иски от фирм-партнеров, которые остались в накладе, а главное – от отдельных физических лиц или групп граждан, которые теперь вправе потребовать возмещения ущерба.

Владимир МИХЕЕВ

Кстати
Еврокомиссия твердо стоит на страже интересов потребителей, и эпизод с фабрикантами стирального порошка, – далеко не единственный. Только в 2010 году виновными в картельном сговоре были признаны десять компаний, производивших компьютерную память, – их оштрафовали на 331 миллион евро, а также ряд фирм, которые специализируются на корме для животных, – им пришлось выложить более 175 миллионов евро.

№5(55), 2011

№5(55), 2011