Главная > Тенденции & прогнозы > ВЗГЛЯД ИЗ БРЮССЕЛЯ > Евросоюз акцентирует внимание на отношениях со своими восточными и южными соседями

Евросоюз акцентирует внимание на отношениях со своими восточными и южными соседями

image_pdfimage_print
Европейский союз пересматривает свои отношения с теми соседними странами, с которыми он граничит на востоке и юге. «Зеленый свет» подобной политике был дан на последней перед летними каникулами встрече министров иностранных дел стран-членов Евросоюза, которая состоялась в конце июля. Новый курс впервые будет осуществляться в рамках всестороннего исследования параметров, определяющих политику «соседства» Евросоюза. Эта концепция была принята в 2004 году с целью продвижения экономической интеграции и сотрудничества в политической сфере с шестью странами к востоку от ЕС – Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдавией и Украиной, а также десятью странами Южного Средиземноморья.

В рамках исследования будут учтены произошедшие за последние шесть лет изменения, в том числе принятие Декларации пражского саммита по вопросам Восточного Партнерства в мае 2009 года – почти год спустя после создания Средиземноморского Союза в июле 2008 года. Идея последнего всячески продвигалась Швецией и Польшей с целью углубить двусторонние отношения и укрепить многосторонние договорные отношения между ЕС и шестью соседними странами на востоке.

Решение о начале исследования было принято всего через несколько дней после того, как в середине июля Еврокомиссия начала вести переговоры по соглашению об ассоциации с Арменией, Азербайджаном и Грузией. Также во внимание будет принято влияние, оказываемое новым Лиссабонским договором, которое, в свою очередь, после создания новой должности Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности и европейского дипкорпуса, поспособствовало тому, что внешняя политика Союза стала более стабильной и последовательной. Одновременно в договоре особо подчеркивается важность соседских контактов между Евросоюзом и его партнерами. Статья 8 обязывает Союз развивать особые отношения с соседними странами «с целью создания территории процветания и хорошего добрососедства».

В то же время приступивший к исполнению своих обязанностей в начале этого года новый состав Еврокомиссии сейчас завершает организационный период и разрабатывает приоритетные направления политики на ближайшие четыре года. Штефан Фюле, Комиссар ЕС, отвечающий за политику соседства, сыграет основную роль в этом исследовании, а учитывая его прошлый опыт и знание русского языка, вероятнее всего он будет уделять особое внимание шести странам к востоку от ЕС. Он будет действовать под политическим руководством Кэтрин Эштон, Верховного представителя ЕС, с кем он и его офис наладили крепкие и конструктивные рабочие отношения.

Разработка исследования займет остаток года, а любое расширение существующей политики должно быть поддержано правительствами стран-членов ЕС. Намеренно были расширены и полномочия баронессы Эштон и Комиссии благодаря выданному министрами иностранных дел мандату. На основании доклада Комиссии о прогрессе, который был выпущен в мае, они обратились с просьбой «обдумать вопрос будущей интеграции Европейской политики соседства (ЕПС) и провести консультации внутри Евросоюза и со странами-партнерами ЕПС, учитывая всестороннее обсуждение в Совете, намеченное на первую половину 2011 года».

Майский доклад Комиссии подтверждает, что в сфере отношений ЕС и его ближайших соседей произошел очевидный прогресс. В докладе отмечается, что увеличилась интенсивность политических контактов, а также их уровень; вдвое выросли объемы торговли – это способствовало стабилизации процесса либерализации и регулятивному сближению стран-партнеров с ЕС; кроме того, на треть вырос объем помощи Союза, оказываемой им партнерам в рамках проведения реформ. Однако в докладе также сделан вывод о том, что «еще многое остается сделать для того, чтобы достичь целей ЕПС – общей стабильности, безопасности и благосостояния».

В рамках партнерской программы соседства Евросоюз работает над серьезными и содержательными соглашениями о свободной торговле со странами-партнерами, в то время как они приводят свои стандарты в соответствие со стандартами ЕС; вводят законодательные нормы ЕС, регулирующие международный рынок и постепенно интегрируют свои экономики в экономику Западной Европы. В рамках этой политики также проводится постепенное упрощение визового режима, принимаются меры по решению проблемы нелегальной иммиграции, продвигаются нормы демократии и хорошего управления, поощряется налаживание контактов между людьми, усиливается энергетическая безопасность и защита окружающей среды, оказывается поддержка экономическому и социальному развитию.

Так как Европарламент не признает легитимность выборов в Белоруссии, в настоящее время заблокирован вопрос формирования парламентской ассамблеи Восточного Партнерства, которая должна была состоять из представителей 27 стран-членов ЕС и шести государств, включенных в программу Восточное партнерство. Но между представителями гражданского общества постепенно налаживаются контакты, а на конференции в Берлине в ноябре будут приняты рекомендации в отношении дальнейшего развития партнерства.

Евросоюз рассматривает способы вовлечения России в участие в некоторых начинаниях Восточного Партнерства, хотя любое решение о вовлечении третьих сторон в рамках определенных мероприятий требует единогласного одобрения со стороны 27 представителей ЕС и шести стран-партнеров, а это является потенциальной проблемой. Как бы то ни было, осенью чиновники решат, как претворить в жизнь два предложения – одно практическое, другое – политическое. Первое – академическая инициатива контактов между школами и преподавателями. Это программа Евросоюза, истоки которой датируются 2002 годом. На встрече, намеченной на начало сентября, станет понятно, насколько России интересно участвовать в схеме, которая привязывает школы к различным странам-членам ЕС и странам Восточного Партнерства (необязательно ко всем).

Вторая инициатива основана на предложении поляков сформировать группу друзей Восточного Партнерства. Чиновники высшего звена изучат эту идею на встрече, которая состоится в конце сентября в Брюсселе. Это может привести к вовлечению еще большего количества крупных игроков в регионе, таких как США, Россия, Турция, МВФ и ЕБРР. Данное предложение не ставит под собой цель поспособствовать чрезмерному вмешательству извне, наоборот, – улучшить обмен информацией, чем занята каждая сторона в регионе, скоординировать донорскую деятельность, дабы избежать дублирования и расширить контакты с соседями.

Одной из главных тем обсуждения в рамках этого процесса будет вопрос о том, какие страны, не являющиеся членами партнерства, должны быть вовлечены в проводимые мероприятия. Также может оказываться давление с целью разделения политики на два направления с потенциальным разделением планов мероприятий отдельно для восточных и южных соседей Союза, хотя последствия подобного шага абсолютно неясны. Без сомнения, усилия будут предприниматься по увеличению объемов финансирования со стороны ЕС, чтобы поддержать реформы, проводимые в соседних с восточной стороны странах, этот процесс может занять от 20 до 25 лет. Это неизбежно приведет к столкновению с ужесточением бюджетной политики, грозящему ЕС и всем правительствам.

© Рори УОТСОН,
свободный журналист, специализирующийся на вопросах ЕС,
базирующийся в Брюсселе

* Первоначально статья опубликована Центром «ЕС-Россия» (Брюссель) 06.08.2010: http://eu-russiacentre.ru/our-publications/column/evrosoyuz-akcentiruet-vnimanie-na-otnosheniyax-so-svoimi-vostochnymi-i-yuzhnymi-sosedyami.html

№7-8(46), 2010