Главная > Открываем старый свет > Век учись > Позитивный пример сотрудничества между Россией и ЕС в сфере образования

Позитивный пример сотрудничества между Россией и ЕС в сфере образования

image_pdfimage_print
Политиков, которые добиваются ухудшения отношений между Россией и Европейским Союзом, между Россией и его государствами-членами, или, по крайней мере, признаются в этом, практически нет. Но, если все за улучшение отношений, надо действовать. Необходимо предпринимать конкретные, продуманные, далеко идущие шаги. Нормальное деловое сотрудничество между нами зависит, прежде всего, от людей. Сотрудничество между Россией и ЕС должно опираться на профессионалов, на тех, кто разбирается в том, как делается политика и бизнес в России, Европейском Союзе и его государствах-членах.

Казалось бы, это труизм. Это само собой разумеющаяся вещь. Но давайте зададимся вопросом, как много людей, понимающих российские реалии, российский менталитет, трудятся в брюссельских офисах, в государственных структурах «двадцати семи», как много людей, понимающих, каким образом соотносятся полномочия Европейского Союза и государств-членов, сидят в российских министерствах и ведомствах. Напрашивающийся ответ – мало. Критически мало.

Осознание этого нашло отражение в инициативе по созданию Европейского учебного института. Сначала она была подхвачена саммитами Россия-ЕС. Потом была закреплена в «Дорожной карте построения общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты». Саммиты дали будущей новой высшей школе вполне определенный мандат – заниматься переподготовкой кадров, главным образом, государственных служащих, для обеспечения сближения России и ЕС.

Создание Европейского учебного института и поддержка его функционирования стали крупным, значимым совместным проектом России и Европейского Союза. На его примере был опробован очень перспективный, ориентированный в будущее, подход к взаимовыгодному сотрудничеству. Лейтмотивом всех финансовых институциональных и содержательных решений, опробованных на нем, стало требование паритета. Это требование выдерживается при финансировании Института – ЕС вносит в его бюджет ровно столько же, сколько и Российская Федерация. В соответствии с ним сформирован Руководящий совет – в его состав вошло равное количество представителей министерств и ведомств Российской Федерации, научной общественности из России и стран ЕС. Духом паритета проникнут учебный процесс, поскольку для чтения лекций и проведения занятий привлекается профессура из ведущих университетов и научных центров, а равно практические работники обеих сотрудничающих сторон.

От подготовки и принятия решения до его реализации прошел чрезвычайно короткий период времени. Первые пилотные курсы состоялись уже в конце 2005 года. А в 2006 году Институт уже работал. Как только все необходимые соглашения были подписаны, и связанные с ними документы согласованы, состоялось официальное открытие Института. Датой его рождения считается 23 октября 2006 года. Тогда в церемонии открытия приняли участие Министр иностранных дел России С.В.Лавров, Специальный представитель президента по отношениям с ЕС С.В.Ястржембский и член Европейской Комиссии, ответственная за внешнюю деятельность интеграционного объединения, Бенита Ферерро-Вальднер. Осенью 2009 года Институту исполнится три года. Постараемся отметить эту дату тщательно подготовленной и хорошо спланированной международной конференцией по новым тенденциям в развитии интеграционных процессов на континенте и их влиянию на отношения между Россией и ЕС. Приглашаем на нее всех желающих актуализировать свои знания в этой области.

Три года – возраст младенческий. Однако, благодаря солидным родителям, по темпам своего становления и развития Институт чем-то напоминает Геркулеса. Новая высшая школа состоялась. Она эффективно работает. Она приносит конкретную пользу. Создание Европейского учебного института, несомненно, стало позитивным фактором сотрудничества между Россией и ЕС. Отношение к нему является лакмусовой бумажкой зрелости двустороннего партнерства.

Хотелось бы пояснить, как в столь сжатые сроки удалось получить, в общем-то, неплохой результат. Все объясняется правильностью выбора. Европейский учебный институт создан при Московском государственном институте (Университете) международных отношений. Он смог опереться на материальную базу МГИМО (У). До завершения строительства нового здания, в котором Европейский учебный институт будет располагаться, он использует аудиторный фонд, залы и помещения МГИМО (У).

Но дело, конечно, не только и не столько в аудиториях. Главное – к тому времени в МГИМО (У) был накоплен большой опыт преподавания европейского права и европейской интеграции. Созданный в Университете Институт европейского права фактически сформировал флагманскую научную школу преподавания этой дисциплины. Высокий авторитет завоевала кафедра европейской интеграции. Она появилась на свет благодаря объединению усилий МГИМО (У) и Института Европы РАН. Как видим, все было готово к тому, чтобы ставить и решать новые задачи.

Сейчас в Европейском учебном институте при МГИМО (У) учится уже третье поколение магистрантов, направленных по путевкам российских министерств и ведомств. В 2007 году магистерские программы закончили 48 слушателей, в 2008 – магистерские дипломы получили 84 представителя министерств и ведомств. В текущем учебном году набор превысил 100 человек. А ведь это только магистерские программы, на которых слушатели осваивают право, экономику и политику Европейского Союза. Кроме этого, Институтом проводятся самые разнообразные краткосрочные курсы. С их помощью буквально за пару недель можно получить общее представление о том, как работает Европейский Союз, разобраться в основах правовой системы интеграционного объединения и особенностях его экономического комплекса, тщательно обсудить наиболее актуальные проблемы, которые в настоящий момент волнуют государственные структуры или бизнес.

Обязательно нужно сказать о привилегированном партнере Института. Им является Колледж Европы. Колледж и в прошлом, и сейчас известен тем, что поставляет, воспитывает кадры для управленческих структур Европейского Союза. Пусть название «Колледж» вас не смущает. Высшее учебное заведение, о котором идет речь, было создано в первые послевоенные годы для решения сложнейших стоявших тогда перед бывшими врагами интеграционных задач. В нем, как и в ЕУИ, учиться могут только уже взрослые люди, определившиеся со своим жизненным выбором, имеющие дипломы о высшем образовании. Большая часть иностранной профессуры, преподающей в ЕУИ, подбирается и направляется в Москву Колледжем Европы. Учебные программы ЕУИ и Колледжа очень похожи. Принципиальное отличие, в основном, заключается в том, что, давая материал о Европейском Союзе, российские преподаватели все время сравнивают законы, процедуры, механизмы и практику, характерные для России и ЕС. И еще одно отличие – очень большое внимание уделяется анализу отношений между Российской Федерацией, Европейским Союзом и его государствами-членами.

Позитивную оценку опыта деятельности Европейского учебного института при МГИМО (У), тем не менее, не стоит воспринимать как попытку закрыть глаза на имеющиеся проблемы. Их много. Справиться с ними будет не так просто. Буквально несколько из них. Надо будет добиться того, чтобы слушатели ЕУИ лучше владели основными рабочими языками Европейского Союза. Предстоит сделать многое, чтобы разный уровень подготовки не мешал слушателям заниматься. Очень важно создать еще более комфортные условия обучения с тем, чтобы не справившихся с учебной программой стало меньше. В этом отношении администрация Института очень рассчитывает на поддержку кадровых служб министерств и ведомств, других заинтересованных структур. Чрезвычайно важно будет также сохранить царящий сейчас дух академической свободы, когда преподаватели из разных стран, основываясь на разном жизненном опыте и разном представлении об окружающем нас мире, дают слушателям панорамное, не плоское видение проблем, возможность взглянуть на них под разными углами зрения.

Задачи совершенствования учебного процесса, создания более комфортной атмосферы для обучения слушателей четко намечены в новой Стратегии развития Института на 2010-2013 годы. В Стратегии говорится также о необходимости расширения линейки образовательных услуг, которые он должен предоставлять в будущем. Документ видится Руководящим советом Института как самая настоящая программа действий на последующие три года и более отдаленную перспективу.

Сейчас нужно, чтобы очередной саммит Россия-ЕС или руководящие органы России и Европейского Союза оперативно приняли решение о продолжении оправдавшего себя совместного проекта поддержки функционирования Института и его финансирования. Тогда не только в этом, но и в последующие годы мы сможем пригласить всех тех, кто уже работает в контексте отношений между Россией и Европейским Союзом или собирается связать свою профессиональную судьбу с этой сферой деятельности, поступать учиться в Европейский учебный институт на магистерскую программу или приходить к нам на краткосрочные курсы.

Подробнее узнать о нас вы сможете на сайтах ЕУИ www.eurocollege.ru или www.ru-eu.ru, а также перелистывая страницы журнала «Вся Европа.ру» – www.alleuropa.ru.

© Марк ЭНТИН,
д.ю.н., профессор,
Директор европейского учебного института при
МГИМО (У) МИД России

*1 Материал подготовлен для размещения на веб-сайте www.ruseu.com.

Версия статьи на английском языке.

№3(31), 2009