Главная > Открываем старый свет > Век учись > Педагогичная пощечина

Педагогичная пощечина

image_pdfimage_print

Дело выглядело так: 11-летний мальчишка на уроке во французской школе никак не хотел навести порядок на своем столе – несмотря на многочисленные и корректные просьбы учителя. Выведенный из себя педагог смахнул учебники с тетрадками на пол. В ответ услышал от юного разгильдяя оскорбление, звучащее, скажем так, грубее, чем «задница». Реакция учителя была спонтанной: он влепил грубияну звонкую пощечину.

Некоторое время спустя он попросил прощения, признав свою ошибку, но отец ученика – по профессии полицейский – подал на него жалобу коллегам. Педагога пригласили в участок, допросили и на сутки подвергли аресту. Ученика тоже наказали – руководство на три дня исключило его из школы. Заметим, что этот шестиклассник и раньше отличался весьма несдержанным и даже развязным поведением, а с 49-летним педагогом за всю его долгую карьеру ничего подобного прежде не случалось.

С тех пор вот уже много дней атмосфера в школе имени Жиля де Шэна, что в северофранцузском городе Берлемоне, никак не придет в норму. Сказать, что коллеги поддержали оступившегося учителя, значит, не сказать ничего. О своей солидарности с ним заявили родители, бывшие ученики, просто посторонние люди. Под петицией в его поддержку собрано 15 тысяч подписей, причем некоторые из листов украшают пожелания типа «Смелей, мы все с тобой!» и другие.

Да что там! Учителя ободрил даже глава французского кабинета министров Франсуа Фийон. «Совершенно неприемлемо, чтобы ученик называл учителя подобным образом», – сказал он, добавив, что наглец, безусловно, заслужил более серьезного наказания. Причем, премьер-министр подчеркнул, что «как гражданина и отца детей школьного возраста случившееся меня шокирует». Ф. Фийон признал, что «раздавать пощечины – это не лучшее решение», но учитель вправе требовать в классе дисциплины и уважительного отношения к себе.

Масла в огонь дискуссии подлил министр образования Ксавье Даркос, сообщивший в интервью, что во французских школах гораздо больше учителей становятся жертвами насилия со стороны учеников, чем наоборот. Собственно, столь острая реакция коллег косвенно, но вполне определенно подтверждает сказанное министром.

Разумеется, телесные наказания в школах во Франции запрещены, хотя у родителей осталась возможность прибегнуть к «умеренному физическому воздействию». По данным опроса, проведенного в декабре прошлого года Европейским союзом семьи, девять из десяти французских родителей признаются, что прибегают к физическим наказаниям своих чад.

Между прочим, в Германии они бы подверглись за это уголовному наказанию. Мало того, в ФРГ в законе сформулирован и запрет на нанесение «душевных ран». Вот так-то…

В марте учителю предстоит еще пройти через горнило судебного разбирательства. В принципе за рукоприкладство его может ожидать даже наказание в виде лишения свободы. Правда, можно легко предсказать, что такой приговор несомненно накалит обстановку во французских школах до еще более высокого градуса. А в этой стране, как известно, очень хорошо умеют бастовать…

Андрей ГОРЮХИН

№2(19), 2008

№2(19), 2008