Главная > Открываем старый свет > Век учись > Россия – ЕС: Общее пространство науки, образования и культуры

Россия – ЕС: Общее пространство науки, образования и культуры

image_pdfimage_print

Утверждать, что построение общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты, между Россией и Европейским Союзом, идет семимильными шагами, было бы преувеличением. Реальных достижений не так много. Проблем хватает. Прогресс не очень ощутим. Тем не менее, именно на этом направлении взаимоотношений на него можно твердо рассчитывать. И уже в обозримой перспективе.

Наличие хороших предпосылок для активного продвижения к общему пространству в этой сфере выявилось еще на этапе переговоров по дорожной карте его построения. Она была согласована в довольно короткие сроки. Во всяком случае, гораздо быстрее, чем дорожные карты построения общего экономического пространства или общего пространства свободы, безопасности и законности. В какой-то момент, когда расхождения между Россией и ЕС по другим вопросам показались трудно преодолимыми, в Москве даже стали раздаваться голоса в пользу разрыва пакета. Мол, дорожная карта по 4-му пространству уже готова. Она может быть утверждена раньше других. Не надо делать ее заложницей не связанных с ней проблем. Лучше поскорее зафиксировать достигнутые договоренности и сразу же приступить к их реализации.

Эти предложения не прошли. Все четыре дорожные карты были утверждены как единый пакет. Хотя и несколько позже, чем стороны рассчитывали. Но опережающая готовность дорожной карты по 4-му пространству вполне может рассматриваться как лакмусовая бумажка. Москве и Брюсселю легче развивать сотрудничество в сфере науки, образования и культуры. У них есть в этом особая заинтересованность. Точек соприкосновения здесь много. Возможные инструменты и этапы интеграции уже просматриваются.

Поэтому сначала попытаемся разобраться, чем обусловлена относительно большая близость между Россией и ЕС в области науки, образования и культуры. Затем проанализируем саму дорожную карту, ее сильные и слабые стороны. В заключение остановимся на том, что конкретно сделано по их реализации и как можно было бы ускорить соответствующую работу.

Общий интерес как лучший двигатель сотрудничества

Советский Союз, продолжателем которого является Российская Федерация, обладал мощным научно-техническим потенциалом. Он вкладывал, не считая, огромные средства в фундаментальную науку. Вместе с несколькими другими передовыми державами ему принадлежало безусловное мировое лидерство в исследовании и использовании космического пространства, в ракетостроении, ядерной энергетике, ряде других областей.

Россия унаследовала многое из того, что было сделано СССР. Правда, издержки необдуманных реформ и глубокий экономический кризис нанесли тяжелый удар и по наукоемким отраслям экономики, и по фундаментальным исследования. Не могли не нанести. Но достигнутые в прошлом заделы оказались настолько весомыми, что и сейчас Россия сохраняет передовые позиции на многих направлениях исследований. Плюс к этому ставка на развитие рыночной экономики и частное предпринимательство придала российскому бизнесу и государственным фирмам гораздо больший динамизм, сориентировала на эффективное использование конкурентных преимуществ, заставила уделить гораздо большее внимание вопросам венчурной и внедренческой деятельности. Им есть, что предложить возможным партнерам. Сотрудничество с ними крайне выгодно и перспективно. То же самое, и даже в еще большей степени, касается ЕС.

Поэтому форсирование самых разных форм кооперации и интеграции между российскими и всеми другими европейскими организациями базируется на твердом фундаменте взаимной выгоды и заинтересованности. От их развития выигрывают все. К тому же сотрудничеству в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок не мешают конъюнктурные политические или идеологические кризисы и расхождения.

Примерно такая же картина характерна и для сферы культуры и образования. Россия – исконно европейская держава. Ее судьба неразрывно связана с Европой. Она внесла огромный вклад в сокровищницу европейской культуры. Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский и многие-многие другие таланты принадлежат не только народам России, но и Европы и всего мира. Без них современная мировая культура просто немыслима.

А если так, то тесное культурное общение между Москвой и Брюсселем, причем общение свободное и непредвзятое, означают взаимное обогащение. Две половинки континента были частично лишены его на протяжении десятилетий. Теперь появилась возможность наверстывать упущенное. И не просто закрывать белые пятна, но и добиваться синергетического эффекта. Более того, позволяя лучше узнать и понять друг друга, прокладывать дорогу к дальнейшему экономическому и политическому сближению.

Наконец, в том, что касается сферы образования, стартовые позиции для построения общего пространства между Россией и ЕС вообще наиболее благоприятны. Россия – участница Болонского процесса. В вузах страны проводятся те же самые преобразования, что и повсюду на континенте, в целях взаимного признания дипломов и стандартов качества обучения и, в конечном итоге, для формирования общего рынка образовательных услуг.

Мобилизующая роль дорожной карты

Роль дорожной карты не стоит преувеличивать. Это довольно расплывчатый и самый общий документ. Он не имеет обязывающей силы и формально не связывает стороны. Нет в нем и графика построения общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты. Вместе с тем, ее не нужно и недооценивать. Ведь дорожная карта отражает общую точку зрения Москвы и Брюсселя на то, что и как надо делать, и задает главные ориентиры будущему сближению между ними в рассматриваемой области.

Дорожная карта по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, довольно компактна. Ее построение носит логически выверенный характер. Повторов и общих мест в ней гораздо меньше, чем в трех других документах. Она легка для восприятия.

По своей структуре эта дорожная карта четко разделена на три части. Первая посвящена сотрудничеству в области исследований, науки и технологий. Во второй рассматривается комплекс вопросов, касающихся построения общего образовательного пространства. В третьей говорится о сотрудничестве в области культуры.

Всем трем разделам предпослана общая преамбула. В ней сформулирована главная цель реализации данной дорожной карты. Она состоит в использовании богатого интеллектуального наследия России и стран ЕС и накопленные ими знания для содействия экономическому росту и повышению конкурентоспособности их экономик. Вторая цель, включенная в преамбулу, носит более частный характер и касается активизации связей и обменов.

Как видим, формулировка целей носит лапидарный характер. Она ни в коем случае не является исчерпывающей. При ее прочтении следует учитывать пакетный характер договоренностей по всем четырем дорожный картам, а также все то, что говорилось выше о значении сотрудничества между Россией и ЕС в области науки, образования и культуры.

Внутренняя структура каждого из разделов дорожной карты в какой-то степени похожа. Уточняются цели взаимодействия. Определяются приоритетные направления и сферы сотрудничества. Указываются организационные формы, механизмы, процедуры и конкретные мероприятия, осуществление которых призвано способствовать достижению поставленных целей. Последовательность реализации тех или иных мер не приводится. С одной стороны, это, конечно же, усиливает аморфность документа. С другой – она и не очень-то необходима. Ведь работу предполагается вести одновременно по очень многим направлениям и в различных организационных рамках. К тому же очевидно, что создание надлежащих органов и структур, иначе говоря, организационное обеспечение сотрудничества должно предшествовать содержательной деятельности.

Целью построения общего пространства исследований, науки и технологий провозглашается расширение сотрудничества России и ЕС во взаимосогласованных приоритетных областях и создание более благоприятных условий для решения общих задач, стоящих перед партнерами. Такими задачами названы построение в России и ЕС общества, основанного на знаниях, рост конкурентоспособности, поддержание высоких темпов экономического развития, модернизация национальных экономик, повышение эффективности венчурной деятельности.

Включенные в раздел направления сотрудничества фактически подразделяются на связанные с обеспечением построения общих пространств и те, которые касаются согласования конкретных исследовательских проектов. К первому типу относятся разработка единого подхода к формированию общего пространства, придание взаимодействию системного структурированного и институционального характера, согласование мер по защите интеллектуальной собственности, поддержки венчурного капитала и повышению качества исследований. Ко второму типу – определение конкретных областей сотрудничества. Как и можно было ожидать, в число приоритетных областей включены, прежде всего, те, где позиции российского научного и интеллектуального сообщества особенно сильны. Это исследование и использование космического пространства, новые материалы и нанотехнологии, технологии информационного общества, чистая и возобновляемая энергетика.

Наибольшее внимание в разделе уделено организационному обеспечению сотрудничества. «Этажи» управления сотрудничеством выстраиваются следующим образом.

В качестве высшего органа по координации и принятию решений создается Постоянный совет партнерства (ПСП). На рабочем уровне действует совместный комитет Россия-ЕС, созданный на основе Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий. Действие этого Соглашения было продлено на Римском саммите в ноябре 2003 года. В дорожной карте сравнительно подробно описываются его функции. К ним отнесены поддержка всех форм деятельности, контроль исполнения, подготовка новых предложений и оценка эффективности сотрудничества. Практической деятельностью по разработке и осуществлению конкретных проектов призвана заниматься разветвленная система рабочих групп. Они функционируют на экспертном уровне.

Одновременно в разделе делается упор на более эффективном использовании уже осуществляемых национальных, региональных и международных исследовательских программ. Предполагается, что общее пространство научных исследований между Россией и ЕС могло бы вырасти из них или сформироваться на их основе. Поименно перечислены Рамочные программы ЕС, ИНТАС, МНТП, ТАСИС, «ЭВРИКА» и российские федеральные исследовательские программы. Предложенная дорожной картой траектория развития предусматривает взаимное участие в реализации программ и проектов, частичное подключение к их формированию, снятие ограничений и устранение дискриминации, мешающих побеждать в тендерах и конкурсах, сетевое объединение научно-исследовательских структур и отдельных ученых. Естественно, упоминаются также упрощение обменов, поощрение мобильности и т.д.

Цели второго раздела дорожной карты, посвященного образованию, в основном ориентируются на системообразующие параметры Болонского процесса. Напомним их в самой краткой тезисной форме.

Обязательные параметры включают трехуровневую систему высшего образования, академические кредиты ECTS, академическую мобильность всех работающих в вузах, европейское приложение к диплому, контроль качества высшего образования и, наконец, создание единого европейского исследовательского пространства. К рекомендательным параметрам отнесены единые европейские оценки, активная вовлеченность студентов, социальная поддержка их малообеспеченной части и образование в течение всей жизни. У Болонского процесса имеются и факультативные параметры – это гармонизация содержания образования по направлениям подготовки, нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору, модульная система. Есть в их числе и дистанционное обучение, электронные курсы, академические рейтинги студентов и преподавателей.

Соответственно, в разделе «Образование» дорожной карты в качестве главной цели наряду с сотрудничеством в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования, указаны и некоторые его важнейшие параметры. Пусть и в несколько другом, переформатированном виде.

Под эти цели выстроена и вся система деятельности, перечисляемая в дорожной карте, и все включенные в нее процедуры, инструменты, механизмы и конкретные мероприятия. Характерно, что создание какого-либо многоуровневого управления сотрудничеством документом не предусматривается. При его составлении переговорщики сочли достаточным опереться на организационный механизм самого Болонского процесса. Поэтому они включили в него положение об использовании регулярных министерских встреч стран-участниц и международной Болонской группы в качестве практического механизма сотрудничества России и ЕС в построении общего образовательного пространства. Насколько правильно такое решение, покажет будущее. Вроде бы, оно достаточно логично. В создании дублирующих органов нет особой необходимости. Вместе с тем, своя логика была и в предложении об институциализации сотрудничества между Россией и ЕС для решения специфических вопросов взаимодействия в образовательной сфере.

Ведь такое сотрудничество все-таки не ограничивается участием в Болонском процессе. Да, и в самой дорожной карте, помимо него, упоминаются обеспечение российского участия в крупномасштабных программах ЕС и другие направления сотрудничества. Большое значение придается эффективной поддержке изучения в масштабах континента русского языка и языков стран ЕС. Понятно, что без этого взаимодействие всегда будет хромать. Среди перспективных областей сотрудничества в разделе названы также подготовка и переподготовка в России кадров, знающих ЕС и способных с ним профессионально работать.

Наиболее куцый раздел дорожной карты – «Культура». Вряд ли это объясняется недостаточным вниманием со стороны России и ЕС к этой сфере сотрудничества. Скорее, наоборот. Когда дела обстоят достаточно хорошо, подробно расписывать свои планы нет особой необходимости. Хотя одним из недостатков раздела, пожалуй, можно признать отказ от создания специфических органов управления. В том, что касалось сферы образования, с учетом хорошей работы организационного механизма Болонского процесса, это было в какой-то степени понятно. В том, что касается формирования общего культурологического пространства, скорее, нет. Российская сторона почувствовала это довольно скоро. В 2006 году она выступила с предложением о создании ПСП в области культуры. Это предложение рассматривается. Наверно, оно будет принято. Но пару лет, которые можно было бы использовать с большей отдачей, стороны упустили.

Среди целей культурного сотрудничества между Россией и ЕС в разделе выделены углубление знаний о культуре друг друга. Особый упор сделан на укрепление европейской идентичности, поиск синергетического эффекта.

Основной формой менеджмента в области культурного сотрудничества избраны разработка и реализация специальной программы сотрудничества.

Первые промежуточные результаты

При их оценке возникает двойственное ощущение. Непредвзятому наблюдателю, как подчеркивалось выше, они покажутся скромными. Сами стороны оценивают ситуацию в гораздо более позитивных тонах. Согласно официальной позиции Москвы и Брюсселя, за время, прошедшее после принятия дорожной карты, в этой сфере были достигнуты значимые практические результаты. Вообще, по их мнению, общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты, является одним из самых динамично развивающихся направлений сотрудничества между Россией и ЕС.

Парадокс здесь в том, что для становления рассматриваемого пространства действительно очень многое делается. Но связано это не столько с новым качеством, которое приобрело сотрудничество, или дополнительным импульсом, которое оно получило под влиянием дорожных карт, а с уже накопленным ранее потенциалом взаимодействия.

Так, реально имеющаяся возможность форсировать разработку и реализацию перспективных исследовательских программ и проектов, быстро продвигаясь тем самым по пути интеграции в научно-технической сфере, обозначенному в карте, предопределяется уже имеющимся заделом исследований по тем направлениям, которые отнесены в ней к разряду приоритетных. К тому же, не стоит забывать, что Россия и ЕС подписали первое межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий еще 6 лет назад. В 2003 году его действие было продлено. Чуть раньше, в 2002 году, был принят План действий по активизации сотрудничества России и Европейской Комиссии в области науки и технологий.

Что касается сферы образования, то здесь велика динамика самого Болонского процесса. Хотят они этого или нет, но все европейские страны, в том числе Россия, предпринимают активнейшие действия по переходу на Болонские стандарты, стремительно приближая, благодаря этому, формирование Европейского пространства высшего образования.

О культурных обменах и говорить нечего. Россия и другие европейские страны имеют традиционно прочные связи в области культуры. ЕС же обладает в данной сфере весьма условной поддерживающей компетенцией.

Посмотрим, что же реально удалось сделать в плане реализации дорожной карты по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, буквально за последнее время.

Наконец-то заработал спавший до этого основной механизм взаимодействия в области науки – Совместный комитет по сотрудничеству в области науки и технологий (СКНТ). На его создании настаивало упоминавшееся Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 года. В нем подробно изложены его функции и полномочия. Сформулированы поставленные перед ним задачи. Первая встреча Комитета состоялась 23 мая 2006 года в Москве.

В этом же году прошли заседания рабочих групп по нанотехнологиям, биотехнологиям продовольствия и по биотехнологиям здравоохранения. Продолжилось формирование рабочих групп и по другим наиболее приоритетным направлениям, таким как неядерная энергетика и проч.

Учрежден отраслевой диалог по исследованию и использованию космического пространства. Благодаря этому шагу созданы предпосылки, чтобы вывести сотрудничество между Россией и ЕС по космосу на качественно новый уровень. Стартовой датой диалога стало 10 марта 2006 года. Он был запущен в трехстороннем формате. Сторонами диалога являются Роскосмос, Европейская Комиссия и Европейское космическое агентство (ЕКА). В его рамках начато формирование рабочих групп по основным направлениям. Достигнуты договоренности об эффективном взаимодействии при реализации Москвой и Брюсселем своих соответствующих стратегий. Успешно продолжилась начатая ранее работа по проекту «Союз на Куру», запуску европейских навигационных спутников, опирающаяся на тесное взаимодействие между российскими и французскими коммерческими организациями и государственными структурами. Продвинулось обсуждение модальностей участия ЕС в проекте построения и эксплуатации перспективного российского многоразового авиакосмического корабля «Клипер».

Большой потенциал научно-техническое сотрудничество России и ЕС имеет в области авиастроения. В апреле 2006 года Брюссель с рабочими визитами посетили руководители Роспрома и Росаэронавигации. В ходе переговоров были определены направления разработок, представляющих взаимный интерес. Обсуждались, в частности, возможности участия ЕС в реализации ключевых российских проектов развития и модернизация авиационной промышленности. Стороны договорились продолжить рассмотрение проектов сотрудничества, связанных с созданием российского регионального самолета (RRJ), а также с подключением российских профильных НИИ к реализации проектов концерна «Эрбас». У всех этих проектов имеются очень неплохие перспективы. Для их реализации, однако, необходимо масштабное и стабильное финансирование. Поэтому сторонам первостепенное внимание пришлось уделить, скорее, поискам механизмов финансового обеспечения своих совместных начинаний. Чтобы воплотить их в жизнь, потребуется, по всей видимости, опереться на возможности Европейского инвестиционного банка.

Продвигается участие российских ученых и научных коллективов в проектах VI Рамочной программы ЕС по исследованиям и технологическому развитию. Сейчас они подключены к реализации более чем 60 их них. Такими проектами охватываются, в первую очередь, космос и авиация, технологии информационного общества, «ноу-хау» в сфере охраны окружающей среды, биотехнологии, ядерная безопасность. В стадии проработки находится вопрос о подключении российских ученых и научных коллективов к проектам VII Рамочной программы ЕС по исследованиям и технологическому развитию на 2007-2013 годы.

Однако, с российской точки зрения стороны, этого все же явно недостаточно. В области развития науки, техники и стимулирования двустороннего сотрудничества у России и ЕС во многом общие приоритеты. Поэтому крайне желательной была бы в дальнейшем ставка также на участие ЕС в создании и развитии российских технопарков и реализации российских инновационных программ. В повестке дня переговоров более важное место мог бы занять поиск таких новых форм сотрудничества как тендеры на реализацию научных проектов ЕС, скоординированные конкурсы, а в дальнейшем, возможно, и совместные исследовательские проекты с совместным же финансированием.

Как видим, переход от фрагментарного, хоть и плодотворного сотрудничества в области исследований и технологий к формированию гораздо более свободного и гомогенного общего пространства связан с принятием решений, ведущих к внедрению элементов общего рынка, кооперацией и объединением научно-технических потенциалов.

Принципиально иная ситуация, по сравнению с областью исследований и технологий, сложилась в сфере образования. В первой Россия и ЕС пытаются только нащупать подступы к формированию общего пространства, понять для себя, в чем оно должно заключаться и как к нему двигаться. Научно-техническая инфраструктура каждой из сторон существует сама по себе, пересекаясь лишь в каких-то своих элементах. Для сферы образования так проблема не стоит. Концепция Европейского пространства высшего образования определена. Ее основные параметры четко изложены. Этапы ясно прописаны. Что требуется, хорошо известно. Более того, – и это главное, принципиальное отличие – все европейские страны, как члены ЕС, так и третьи европейские государства, находятся в равном положении. Все они двигаются единым курсом. Прогресс зависит только от их собственных усилий.

При этом положение дел с внедрением болонских стандартов в России принципиальным образом не отличается от происходящего в других европейских странах. Россия поступательно внедряет систему, базирующуюся на двух уровнях обучения «бакалавр – магистр», вводит систему кредитов, используя Европейскую систему зачетных единиц для учета объема изучаемых дисциплин, принимает другие меры, предписываемые Болонским процессом. При этом, как и другие европейские страны, она адаптируется к требованиям Болонского процесса с учетом национальных традиций, потребностей и специфики.

Не все Болонские требования встречаются на ура. Сопротивление внутри страны вполне ощутимо. Многие опасаются, что в процессе модернизации высшего образования будут упущены те преимущества, которые у страны имеются, что реформы ведут к усреднению, а не повышению качества предоставляемых знаний. Однако Москва сделала свой выбор в пользу полноформатного и равноправного участия в создании Европейского пространства высшего образования. Основания полагать, что она свернет или может свернуть с избранного пути, отсутствуют.

Вместе с тем, и Москва, и Брюссель допускают серьезную ошибку, сводя создание общего пространства образования только к Болонскому процессу. Все-таки Россия и ЕС пока еще очень разные. Они разделены множеством административных барьеров, естественно тяготеют к внутренней замкнутости. А масштабы задач построения общего пространства в области образования грандиозны. Помощь, которую можно ждать от таких мотыльковых программ как «Темпус», «Эразмус-Мундус» или «Молодежь», не сопоставима с объемом потребностей.

Нужны очень серьезные дополнительные поддерживающие меры. Они находятся на самых ранних стадиях разработки и осмысления. В их числе можно назвать учреждение мощных международных и национальных фондов поддержки образования и мобильности студентов и преподавателей, создание механизмов государственно-частного партнерства в целях модернизации высшего образования и его приближения к потребностям практики, размещение заказов среди многонациональных межуниверситетских концернов и коллективов на проведение научных исследований и многие другие.

Одним из реальных результатов осуществления анализируемой дорожной карты, о котором нельзя не упомянуть, является создание в России Европейского учебного института при МГИМО – Университете «Российский европейский колледж». Он учрежден правительством Российской Федерации и Европейской Комиссией как аналог третьей ветви знаменитого Колледжа Европы для подготовки нового поколения кадров государственных служащих, необходимого для обслуживания сближения между Россией и ЕС. На его примере стороны намерены опробовать новаторские подходы к осуществлению совместных проектов, состоящие в паритетном финансировании и равном участии в структурах менеджмента.

В порядке эксперимента в конце 2005 – начале 2006 года совместно с Колледжем Европы Институт провел первые краткосрочные курсы для российских госслужащих. 25 сентября 2006 года в нем открылась магистерская программа дополнительного образования. Прошло первое заседание совместного Руководящего совета. На 23 октября намечена официальная церемония открытия с участием высокопоставленных должностных лиц России и ЕС.

С 2007 учебного года Институт будет вести ежегодную переподготовку нескольких сот молодых российских госслужащих для работы с партнерами из ЕС. В дальнейшем в нем получат возможность учиться граждане любых стран, находящиеся на государственной службе или направляемые частным бизнесом и некоммерческими организациями, заинтересованные в получении профессиональных знаний о праве, экономике и политике ЕС, формирующихся общих пространствах между Россией и ЕС. Это по-настоящему нужное большое дело. То, что Москва и Брюссель включили его в разряд приоритетов, свидетельствует о первых ростках долгосрочной стратегии партнерства, которой они начинают придерживаться.

Хорошее будущее у сотрудничества между Россией и ЕС в области культуры. Оно будет не только дополнять культурные связи России со всеми другими европейскими странами, но и стимулировать их расширение. О большом будущем такого сотрудничества сейчас можно говорить гораздо определеннее, чем когда-либо ранее, поскольку под него также подводится необходимая организационная база. Похоже, созданы предпосылки для запуска Постоянного Совета Партнерства в области культуры. Весной 2006 года достигнута договоренность о создании целого ряда рабочих групп. Ими будет охватываться современное искусство, кинематография, архивное дело, дизайн, мода, стиль и т.д. Продвинулись стороны и к принятию решений о систематическом проведении круглых столов, семинаров и фестивалей с целью сближения народов континента в культурной области.

Общий вывод: о сотрудничестве между Россией и ЕС в области науки и образования, включая культурные аспекты, и продвижении по пути формирования соответствующего общего пространства нельзя говорить под углом зрения того, что стакан якобы наполовину пуст или наполовину полон. Продвижение реально. Перспективы неплохие. Меха понемногу наполняются вином, причем, первоклассным вином. Главное – от этого выигрывают все. Тут двух мнений быть не может.

© М.Л. ЭНТИН,
доктор юридических наук, профессор,
директор Института европейского права
МГИМО-Университета МИД России

№4, 2006

№4, 2006