Главная > Дневник событий > В фокусе > Лейпциг не захотел слушать неонацистов

Лейпциг не захотел слушать неонацистов

image_pdfimage_print
Уже второй год подряд правым экстремистам не удается добиться своего – провести в крупнейшем городе Саксонии масштабную, привлекающую всеобщее внимание демонстрацию. Нет, им никто ничего не запрещает: пожалуйста, оформляйте все в предписанном законом порядке и устраивайте себе сходку, говорят городские власти.

Правые попросили дать им возможность провести целых четыре митинга, разнеся их и по месту, и по времени – от полудня до полуночи. Они явно надеялись, что таким образом их противники мало что сумеют противопоставить столь мощному напору.

Власти, в планы которых явно не входило потворство стремлению устроить неонацистский бенефис, вежливо пояснили, что для охраны всех сходок сразу у них не хватит полиции, а потому разрешен был один митинг – на знаменитом Главном вокзале Лейпцига, между 13 и 17 часами. Жалобы, поданные правыми в суды разных инстанций, были оставлены теми без удовлетворения.

Конечно, можно сказать, что три из четырех демонстраций правых были запрещены, но ведь одна-то, причем в самом центре города, была разрешена! И что же?

Правые предполагали, что смогут вывести на улицу полторы тысячи человек. Реально их набралось всего несколько сотен.

Это объяснялось еще и тем, что уже на платформах, где высаживались наци-активисты, приезжавшие в Лейпциг из других городов, их встречали местные жители, мирно, без всякого насилия, объяснявшие им, что лучше сразу же вернуться туда, откуда они приехали. Ввиду подавляющего численного превосходства горожан, аргументы их были настолько убедительны, что многие из незваных гостей вынуждены были отправиться восвояси, даже не выйдя из поезда.

Местных правых, собравшихся на вокзале, полиция сразу взяла в кольцо – для обеспечения их же безопасности, а политические оппоненты, точнее говоря – участники антидемонстрации, быстро сформировали вокруг стражей порядка плотный внешний круг. И тут же с помощью свистков, дудок и громкой музыки устроили такой тарарам, что сквозь него было немыслимо расслышать хоть что-то из того, что пытались донести до собравшихся правые экстремисты. Вот так был воплощен в жизнь девиз «Не дадим услышать наци!»

До драк и прочих кровопролитий дело не дошло не только на Главном вокзале, но и в других районах города, где полиция время от времени фиксировала спонтанные противостояния правых и левых, не приведшие, как это порой бывает, к кровопролитным побоищам. Вероятно, свою роль сыграл и проливной дождь, обрушившийся в этот день на древний город.

Вот так жители Лейпцига воплощают в жизнь свое намерение не уступать правым улицы города – даже на несколько часов.

Столкновения происходят не только в реальном, но и в виртуальном пространстве. Пример? Пожалуйста.

В одной из германских социальных сетей вам может встретиться фото молодой миловидной женщины с ребенком на руках, «желающей познакомиться с…» – далее возможны варианты. Интересы – самые невинные: длительные прогулки на природе и музыка. Однако музыкальные привязанности этой дамы в момент насторожат того посетителя её сайта, который, что называется, «в теме»: группы «Ландсер» и «Мощь и Честь» – несомненные кумиры правых. И только в самом конце все становится яснее ясного, когда обнаруживается отсылка к сайту Национал-демократической партии Германии (НДПГ), организации хотя и легальной, но без сомнения правоэкстремистской. Во всяком случае, именно так считает германская политическая полиция – Федеральное ведомство по охране конституции.

Главный редактор новой антинацистской интернет-платформы www.netz-gegen-nazis.de Симоне Рафаэль считает, что это – типичная тактика экстремистов, пытающихся исподволь привлечь новых сторонников. Именно поэтому целый ряд обитателей германского виртуального пространства объединился для того, чтобы принять участие в кампании по борьбе с правой угрозой, рассказать несведущим молодым людям о том, что в самом деле скрывается за знакомством с такими «любителями прогулок на природе».

Многие неонацисты действуют в Интернете осторожно, стремясь не переходить грань закона. Мало кто вывесит на своем сайте свастику или портрет Гитлера, видео противозаконного содержания тоже не имеют шансов надолго задержаться в сети. Но сторонников они себе подыскивают настойчиво и неустанно.

Умеют ультраправые действовать и отнюдь не столь «травоядно», а вполне наступательно. К примеру, чуть не половина средних школ Саксонии в середине января получила от них письмо с призывом к молодежи поддержать политику НДПГ.

Под текстом стояла подпись Хольгера Апфеля, председателя фракции этой партии в саксонском земельном парламенте – ландтаге. Молодым немцам предлагалось поддержать её программу, вроде бы укладывающуюся в три слова – «Работа – Семья – Родина!».

Однако что именно понимает НДПГ под этими, ни у кого не вызывающими сомнения, словами? К примеру, как подается в её материалах тема бедности в богатой стране? На фото мы видим парнишку в джинсах, стоящего у кирпичной стены. Но о бедности, тем не менее, речи в тексте нет, зато хватает резких выпадов в сторону «старых партий», разбазаривающих деньги на тех, кто «злоупотребляет правом на получение политического убежища, на борьбу против правых, на интеграцию иностранцев». Другая фотография изображает смеющихся молодых людей, с вытянутыми правыми руками. Подпись лаконична: «На дороге и в политике действует правило: преимущество за правыми».

Многие увидели в этой масштабной акции выход нацистских пропагандистов на новый уровень, причем противопоставить этому пока нечего. Раньше они не решались открыто вторгаться в школы. По собственным данным НДПГ, начиная с октября прошлого года, они сумели распространить свыше 30 тысяч экземпляров своей молодежной газеты «Дурьхблик» («Просвет») – у школ, в молодежных клубах, на вокзалах и автобусных станциях.

Фракция социал-демократов в саксонском ландтаге расценила эту акцию как нарушение закона о финансировании политических партий. Эксперт в области молодежной политики, депутат от этой партии Хенниг Хоманн уверяет, что перед нами – явный пример использования общественных средств для рекламы своей организации, поскольку средства выделяются целевым назначением – на содержание парламентской фракции.

Теперь этим случаем занялась местная счетная палата. Стоит заметить, что многие не без оснований упрекают её в излишне неторопливом изучении вопроса. Пока последнее слово еще не сказано.

Впрочем, когда это необходимо, германские власти могут действовать и быстро, и эффективно. Именно так они разобрались с одной из крупнейших неонацистских группировок – Ха-Эн-Ге, «Организацией помощи национальным политическим заключенным и их родственникам». Численность её, по данным Федерального ведомства по охране конституции, составляла порядка 600 человек.

Полиция провела крупную, хорошо скоординированную операцию, в ходе которой были проведены обыски в 30 квартирах функционеров, членов и сторонников Ха-Эн-Ге. Цель была в том, чтобы собрать материалы, необходимые для запрета этой организации. Хотя германские газеты любят рассказывать о ренессансе неонацизма в «новых» федеральных землях, но в этом случае необходимые данные были изъяты в первую очередь в Баварии, Нижней Саксонии, Северном Рейне – Вестфалии и Рейнланд – Пфальце. Хотя не обошлось и без обысков в Тюрингии, Берлине и Бранденбурге.

По мнению министерства внутренних дел, материалы свидетельствуют о том, что эта организация «агрессивно и наступательно действует против конституционного порядка». Ее штаб-квартира теоретически располагалась во Франкфурте-на-Майне, хотя уже несколько лет все руководство осуществлялось из Майнца. Основана она была довольно давно – в 1979 году. Имена тех, кого поддерживала Ха-Эн-Ге, регулярно обнародовались в её издании, и там можно было обнаружить немало людей, отбывавших сроки за насильственные, а отнюдь не за политические преступления.

Однако, по мнению специалистов, все это было лишь фасадом. Подлинной целью Ха-Эн-Ге было распространение и укрепление национал-социалистического мировоззрения. Разгром этой организации стал, несомненно, серьезным ударом по крайне правой и националистической среде. Но не стоит обольщаться: борьбу придется продолжить, и победа в ней отнюдь не гарантирована.

Андрей ГОРЮХИН

Начиная с 1964 года, когда вступил в силу закон об объединениях, в ФРГ раскрыто и распущено 107 преступных и экстремистских националистических группировок, исламских организаций и рокерских банд. Правоэкстремистских среди них было пятнадцать.
В 2008 году были запрещены ревизионистский союз «Коллегиум Хуманум» и его отпрыски – «Бауэрнхильфе» («Крестьянская помощь») и «Союз борьбы за реабилитацию лиц, преследуемых за отрицание холокоста». Не так давно суд подтвердил правомочность запрета организации «Верная Родине германская молодежь», которая стала наследницей запрещенной еще в 1994 году организации «Викинг-Югенд».
На программы укрепления демократии и идеологического противодействия национализму и экстремизму, министерство внутренних дел на период до 2013 года выделило 18 миллионов евро.
По данным компетентных ведомств неонацистов в Германии насчитывается порядка 5 тысяч человек. Сейчас в этой среде происходят серьезные перемены. Хотя число праворадикальных организаций снижается, но на арену постоянно выходят все новые, причем не имеющие осязаемой организационной структуры. А с призраками бороться ох как непросто…
В германоязычной Сети Федеральное ведомство по охране конституции насчитывает около тысячи правоэкстремистских сайтов, поддерживаемых немцами. Они используются и для кампаний, и для дискуссий, и для организационных действий типа призывов к выходу на демонстрации. Все более активно начинает работать в Интернете и НДПГ.
По данным Ведомства по охране конституции, в конце 2008 года в Германии действовали 156 правоэкстремистских организаций.
№11(49), 2010