Главная > Дневник событий > В фокусе > Финансовая трагедия Эллады: промежуточные выводы

Финансовая трагедия Эллады: промежуточные выводы

bizzness-woman
image_pdfimage_print
Когда еще маленькая Греция на протяжении недель не сходила с первых страниц финансово-экономических (и не только) газет всего мира? Правда, она с удовольствием без этого обошлась бы, однако что есть, то есть.

События развиваются одновременно тягуче и стремительно, как в настоящей греческой трагедии. Однако, происходящее имеет гораздо более серьезные последствия для десятков миллионов людей, а не для конкретных Эдипа или Электры. Финальный акт еще не сыгран, но некоторые выводы уже очевидны.

Греческий кризис, вызванный огромной государственной задолженностью, которая может превысить в текущем году 120% годового ВВП, и головокружительным бюджетным дефицитом в 12,7% ВВП (вместо 3% для стран зоны евро), стал первым, ударившим по единой европейской валюте. Афины подошли к кризису, лишенные эффективных инструментов противодействия ему, с нереформированной экономикой, большой серой финансовой зоной и так далее.

Одновременно оказалось, что еврозона также не имеет эффективных инструментов для действий в такой ситуации. Главы государств и правительств, финансовые ведомства соответствующих стран, Европейский центральный банк стали на ходу придумывать пути выхода из кризиса. Собирались встречи на высшем уровне, на уровне министров финансов и т.д. Обсуждались не просто те меры, которые следует (или не следует) принять в данной ситуации. Спорили и о принципиальных подходах к ней.

Все соответствующие решения интригуют сходством по форме. На разном уровне и в разное время с начала года они подавались примерно так: у нас все готово, мы будем действовать. Однако что именно готово, на каких условиях, когда действовать и прочие резонные вопросы – оставалось загадкой.

Вот образец последнего по времени на момент написания этой статьи решения. Его приняли в Брюсселе министры финансов 16 стран ЕС, входящих в зону евро, – Еврогруппы. После 5-часовых переговоров ее председатель премьер-министр и одновременно министр финансов Люксембурга Жан-Клод Юнкер заявил, что партнеры готовы придти Греции на помощь. «Механизм не будет включать в себя гарантии кредитов», – отметил он, уточнив (если можно так сказать), что речь пойдет о «скоординированных действиях европейцев, которые позволят предоставить двустороннюю помощь Греции». Однако, по его словам, пока в практической плоскости вопрос не стоит.

Если перевести эти слова на общедоступную речь, картина будет следующая. Еврогруппа подготовила некий чемоданчик с экстренной помощью Афинам, он будет наполнен в рамках неких двусторонних договоренностей. Но пока Греция чемоданчик не просила.

Словесный туман, видимо, призван решить одновременно две задачи. Во-первых, показать финансовым рынкам, что Еврогруппа не бросит отстающего ученика на произвол судьбы и не даст пойти ему ко дну. Это должно предотвратить биржевую панику. Во-вторых, не объясняя того, как именно это будет делаться, сохранять нервозность у валютных спекулянтов и тем самым потихоньку снижать обменный курс евро по отношению к другим ведущим валютам, прежде всего, к американскому доллару. Евро оказался переоцененным из-за политики валютных властей США, сознательно и давно удешевлявших свою валюту, а расплачивались за это экспортеры стран зоны евро снижением конкурентоспособности. Теперь, благодаря греческому кризису, они могут немного поправить дела на валютном фронте.

Но здесь есть одно отягощающее обстоятельство. Главные возможные будущие доноры Греции – Германия и Франция – продолжают кулуарный спор о том, какой стратегический выбор подходит в деле помощи Афинам. Немцы, известные организационной четкостью, занимают жесткую позицию, настаивая на том, чтобы греки навели строгий порядок в своем финансовом и бюджетном хозяйстве. Без этого им помогать не надо. Французы, с их умением оторваться от бухгалтерских счетов и более стратегическим видением перспективы, предлагают все же Греции помочь, избегая излишнего давления на эту страну. Какой подход возьмет верх? Это важно не только для Греции сейчас, но и для путей обеспечения стабильности в зоне евро и в будущем.

Не менее важен вопрос о степени ответственности сторон за то положение, в котором оказалась Греция. Нелишне напомнить, что условия для повторения такого же кризиса складываются в Ирландии, Испании, Португалии. Появилась даже обидная английская аббревиатура PIGS (Portugal, Ireland, Greece, Spain) для обозначения финансово неблагополучных стран, использующих единую европейскую валюту. За пределами зоны евро тревожное положение отмечается в Великобритании.

Разумеется, Греция в полной мере отвечает за то положение, в котором оказалась. Менявшие друг друга правительства, как правые, так и левые, не реформировали страну, не уменьшали госрасходы, чтобы жить по средствам, не сокращали раздутый госаппарат, не улучшали собираемость налогов и так далее. Видимо, не без помощи крупнейших международных банков, во время подключения к евро были утаены некоторые элементы реального положения дел в национальных финансах. Нельзя исключать, что без этого Греция не смогла бы войти в еврозону. Несомненно, мощный удар по финансовой системе страны нанесли подготовка и проведение Олимпиады.

Теперь настал час расплаты. В частности, в текущем году Афинам надо добыть около 55 миллиардов евро для погашения прежних долгов и финансирования текущих расходов. Правительство социалиста Георгиоса Папандреу, пришедшее к власти в результате парламентских выборов осенью 2009 года, разработало смелый план экономии и приведения в порядок финансов Греции. Жесточайшая экономия призвана к 2012 году сократить дефицит госбюджета до положенных 3% ВВП. Это должно обеспечиваться ростом НДС до 21% и некоторых других налогов (на табак, алкоголь, бензин, предметы роскоши), замораживанием зарплат госслужащим и пенсий, превышающих 2 тысячи евро в месяц, замораживанием численности госслужащих, сокращением премий в госсекторе и так далее. Эти меры приветствовали в Брюсселе и на биржевых площадках, зато они породили массовые протесты греков, горячих и хорошо организованных эффективными профсоюзами. Это всегда неприятно, но деваться правительству, видимо, некуда. Реформировать экономику Греции все равно придется. Можно предположить, что в случае выхода из-под контроля социальной ситуации в стране (что вовсе не неизбежно), ЕС и Еврогруппа быстро вмешаются.

Но и брюссельские власти тоже несут свою долю ответственности, причем, немалую. Греческие манипуляции с финансовой и бюджетной отчетностью и прочие вольности были секретом Полишинеля. Однако считалось политически корректным не обращать на это внимание. Политические соображения, делавшие важным участие Греции в единой европейской валюте, перевешивали финансовые. Сейчас в европейской прессе об этом тоже пишут, но стыдливо прикрываются анонимностью. Вот цитата неназванного депутата Европейского Парламента, которую приводит вполне нейтральная в данной ситуации женевская газета «Тан»: «В 2006 году Европейская Комиссия прекрасно знала о возможности обвала Греции. Никто не оказал нажима на тогдашнее консервативное правительство Костаса Караманлиса. Даже в июле 2009 года на встрече министров Еврогруппы всем было известно, что греческий бюджетный дефицит не составит 6% ВВП, как объявил Караманлис, а превысит 10%».

Из этой позиции руководящих кругов ЕС можно сделать еще одно заключение. Когда политические соображения начинают превалировать над разумными экономическими соображениями, то рано или поздно это аукнется. В качестве примера можно привести прием последних новобранцев ЕС – Болгарии и Румынии, которые совершенно очевидно были к этому не готовы. Однако политика перевесила, и сейчас Брюссель пытается воспитывать Софию и Бухарест на ходу.

Отдельного разговора заслуживает британская позиция, точнее, позиция лондонского Сити и поддерживающих его политических кругов и прессы. Именно лондонские газеты с особой резкостью нападали на Грецию и, косвенным образом, на евро и еврозону. Финансовые интересы Британии и участников Еврогруппы далеко не всегда совпадают. Последние ставят вопрос о поиске форм ограничения спекулятивных операций на биржах по отношению к суверенным долгам. Финансовый мир, по их мнению, не может действовать в безвоздушном пространстве, игнорируя социально-экономические последствия подобных биржевых операций. Так что битва только начинается.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№3(42), 2010

№3(42), 2010