Главная > Дневник событий > В фокусе > Наблюдая из Москвы

Наблюдая из Москвы

image_pdfimage_print
Нынешний сложно композитный депутатский корпус, от которого будет зависеть одобрение двух третей всех законов, принимаемых в ЕС, создаст, мягко выражаясь, «определенные трудности» в отношениях сообщества с Россией. Ультраправые едва ли смогут навязать свою повестку дня, но будут при любой удобной возможности торпедировать не только дальнейшую централизацию внутри ЕС, но и налаживание осмысленного диалога с Москвой (что наглядно продемонстрировала польская фронда в ответ на российское эмбарго на поставки их сомнительной мясной продукции).

А потому весомы прогнозы Евгения Минченко из Международного института политической экспертизы: для России головной боли прибавится. Основных аргументов у него два. Правоцентристы, в отличие от потерявших в весе социал-демократов, в большей мере ориентированы на трансатлантическую солидарность с США. Видимо, это надо понимать так, что они будут готовы содействовать выстраиванию «нового смелого мира», или миропорядка, по лекалам обамовской администрации.

Второй аргумент, цитирую Евгения Минченко: «Главные евроскептики представляют страны, которые в наибольшей степени форсировали программу «Восточного партнерства» и в наименьшей степени хотят конструктивного сотрудничества с Москвой». По мнению политолога, возможен альянс между правоцентристами и либералами из ALDE, которые выступают в роли «одних из главных критиков российской внутренней и внешней политики, иногда прямо придерживаются взглядов: «все, что плохо для России, – хорошо для ЕС». Замечу: против такой логики можно представить доказательства того, как правоцентристы в последний момент оказываются прагматиками с непотеющими ладонями и холодными глазами.

В разноголосице комментариев привлекает суждение главы думского комитета по международным делам Константина Косачева, не скрывавшего удовлетворения тем, что тамошние умеренные консерваторы, хотя и сдали позиции, но удержались в лидерах. Как и раньше, центрфорвардом останется ведущий правоцентристский альянс – Европейская народная партия. «Это хорошая новость, – отметил Косачев, – особенно для нашей «Единой России», которая наладила с этой партией партнерские отношения».

Однако и в этом случае требуется оговорка. Вопреки расхожему постулату – и во времена СССР, и в постсоветской России нашим лидерам проще всего находить общий язык не с левыми, а с правыми – трансатлантическая солидарность остается одной из скреп, удерживающей вместе условный Запад.

В конечном счете, не стоит сбрасывать со счетов и прямо противоположный сценарий: внутренние дрязги и препирательства в Европарламенте превратятся в нескончаемую мыльную оперу, которая начнет дискредитировать все смелые устремления архитекторов единой Европы в глазах как старожилов, так и новобранцев. Возникнет эффект итальянского танка, у которого одна гусеница тянет вперед, а три – назад. Что станет хомутом на шее у исполнительных органов ЕС. И еще более замедлит процесс выстраивания единой политики сообщества во многих сферах, в том числе в области дипломатии, особенно энергетической.

На таком фоне сдержанная и доброжелательная политика Москвы в отношении наиболее значимых для нас стран Евросоюза – и сообщества в целом – позволит не растрачивать, а накапливать экономический и психологический потенциал содержательного партнерства.

Владимир МИХЕЕВ

№6(34), 2009