Главная > Дневник событий > В фокусе > И климат сохранить, и шахты не погубить

И климат сохранить, и шахты не погубить

image_pdfimage_print
Немного в Европе найдется людей, которые следили бы за всеми дискуссиями о борьбе с глобальными изменениями климата, которые ведутся в Европейском Союзе, с таким же вниманием, как работники польских угледобывающих предприятий. Дело в том, что 97% электроэнергии в Польше производится из угля, и с этим энергоносителем напрямую связана судьба 117 тысяч рабочих мест. Да еще в отрасли заняты преимущественно мужчины, кормильцы семей, а значит – цифру тех, кто зависит от состояния дел в угольной промышленности, стоит заметно увеличить. Таким образом, масштабы проблемы выглядят весьма внушительно.

Вице-президент польского профсоюза горняков Вацлав Черкавский считает так: «Каждый хочет дышать здоровым воздухом. Но надо найти своеобразное равновесие, причем не в ущерб экономике, промышленности и занятости».

На словах варшавское правительство отнюдь не возражает. Причем, вместе с Италией, оно готово было пойти на крайнюю меру и блокировать принятие новых общеевропейских экологических ориентиров, предусматривающих снижение выбросов двуокиси углерода в атмосферу на 20% по сравнению с уровнем 1990 года. Разумеется, произойти это радикальное снижение должно не в ночь с понедельника на вторник: процесс будет растянут до 2020 года.

Что же не устраивает поляков? Они упирают на то, что цена электроэнергии после введения столь жестких экологических нормативов вырастет в республике аж на 90%! Такой поворот событий и в самом деле может обернуться для правительства серьезной нервотрепкой, если не сказать больше.

Польша – крупнейшая экономика Восточной Европы и крупнейший производитель угля. Он стал для нее больше чем полезным ископаемым, сделавшись частью образа жизни. Да и немудрено: в Силезии уголь добывают со времен Средневековья.

«От рядового горняка, до высшего руководителя профсоюза – все мы считали, что угольная отрасль должна быть сильнее, поскольку она основа энергетики Польши. Других источников энергии у нас нет. И каждая попытка закрыть шахту вызывает протесты, поскольку это означает потерю работы не только для шахтеров, но часто и для всех жителей общины», – говорит В.Черкавский.

Он считает, что требования ЕС о снижении выбросов углекислого газа, которые приведут к массовому закрытию угледобывающих предприятий, выдвигаются странами, не отдающими себе отчета в том, с какими трудностями столкнется Польша и насколько незаменим уголь для ее энергетической промышленности.

С 1989 года в Польше уже закрыто более 50 шахт.

Антон ЧАРКИН

№12(28), 2008

№12(28), 2008