Главная > Дневник событий > В фокусе > Над «Зюддойче цайтунг» сгустились тучи?

Над «Зюддойче цайтунг» сгустились тучи?

image_pdfimage_print
Из редакции популярной германской газеты – мюнхенской «Зюддойче цайтунг» – поступают скверные новости. Руководство одного из крупнейших ежедневных изданий ФРГ, имеющего статус надрегионального, то есть распространяющегося далеко за пределами родной Баварии, не стало скрывать от коллектива печальную весть. Доход от публикации рекламы и объявлений упал настолько сильно, что сокращения персонала становятся совершенно неизбежными. И руководители отделов сейчас ломают голову над тем, с кем из коллег можно проститься без особого ущерба.

Когда трудности возникали у гламурной и узкоориентированной журнальной продукции (См. «Журналы «для мужчин» уходят в прошлое», №7(24), 2008), это можно было списать за счет колебаний конъюнктуры и так далее. Но вот когда под удар попадают признанные «гранды» газетного рынка, финансовое положение которых казалось незыблемым, это уже совсем скверно. Конечно, на газетном рынке ФРГ признаки неблагополучия просматривались уже довольно давно. Но чтобы заштормило в редакции «Зюддойче цайтунг» – такое казалось в последнее время невероятным.

Почему? Да хотя бы потому, что тираж газеты ежеквартально рос, продажи добрались до рекордного показателя в 440 тысяч экземпляров. Первой из всех германских газет «Зюддойче» смогла получить ощутимые прибыли от побочного бизнеса – продажи книг, CD и DVD с серией «Библиотека литературы XX столетия». И все равно, как оказалось, влиятельному изданию уже не по карману прежняя обеспеченная жизнь и пришло время экономить наравне с другими собратьями по ремеслу. Под нож пустили целый ряд проектов, вроде выглядевшего весьма перспективным развития воскресного приложения SZ.

А ведь мюнхенская газета сумела с честью выбраться из тяжелого медийного кризиса 2002 года, от которого так и не оправилась до конца такая мощная и влиятельная газета как «Франкфуртер альгемайне цайтунг». Да и в концерне WAZ, объединяющем газеты, издающиеся в рурском регионе, не так давно на улицу отправили около 300 человек.

Но эксперты, если сказать честно, не особенно удивились происшедшему. Вот мнение Робина Майера-Лухта из германского Института по изучению средств массовой информации и коммуникационной политики. «То, что происходит в «Зюддойче цайтунг» – это только начало. Там заваривается что-то серьезное». Причем, Р.Майер-Лухт ссылается на прошедший мимо сознания многих аналитиков доклад коммерческого директора газеты Карла Ульриха, который он сделал в ходе работы «Мюнхенских медиадней» – влиятельного конгресса, собирающего представителей средств массовой информации со всей Германии. Обратите внимание на показательную цитату: «Сотрудник рекламного отдела в апреле делал пять звонков, прежде чем заключить договор. Затем наступило время, когда договор заключался после примерно каждого двадцатого звонка. Теперь, несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что результативен каждый сороковой-пятидесятый звонок. А когда он кладет трубку, то видит, что за это время пришло пять отказов…»

По данным самой редакции мюнхенской газеты, сэкономить надо 15 миллионов евро. Треть этой суммы нужно найти сотрудникам редакции, издательства и службы распространения. Главный редактор Ханс Вернер Клиц уверен, что «качество газеты при этом не пострадает». Как знать, как знать…

Однако у журналистов никакого выбора не будет: начальство объявило, что сокращений по производственным мотивам избежать не удастся, а потому «всем штатным сотрудникам, которые могут по-иному спланировать свой жизненный путь», предлагается «добровольно распрощаться с редакцией». Нельзя не отметить, что сформулировано не без некоторого бюрократического изящества: дескать «увольняйтесь по собственному желанию начальства».

В германских условиях в такой ситуации ближайшими к двери оказываются те, кто дольше всех проработал в прессе, поскольку они получают самые большие зарплаты. В ходе кризиса 2002 года «старичков» изрядно потеснили из всех редакций, в том числе и из «Зюддойче», и сейчас средний возраст сотрудников этой газеты не дотягивает до сорока лет.

Со сколькими коллегами придется расстаться теперь? Сказать трудно, но слухи о том, что уволят каждого пятого, выглядят уж слишком паникерски. К тому же изрядные суммы, как это делается в таких случаях, будут сэкономлены на гонорарах и расходах на командировки.

Однако, по мнению некоторых сотрудников «Зюддойче цайтунг», столь острый приступ экономии вызван тем, что новый хозяин газеты «Зюдвестдойче Медиен-Холдинг» хочет немного подрастрясти жирок, накопленный большой газетой. К тому же провинциальные издатели далеко не всегда в полной мере представляют себе, как надо делать крупную надрегиональную газету. В том, что это может быть «тот самый случай», убеждает посещение редакции «Зюддойче цайтунг» одним из руководителей холдинга Дитером Шаубом. На вопрос, какое издание является его публицистическим идеалом, бизнесмен ничтоже сумняшеся ответил: «Райнпфальц» (сугубо локальное издание с тиражом вдвое меньшим, чем у «Зюддойче». – Прим. ред.) – она ближе к людям».

Что ж тут скажешь: в такой логике общенациональным газетам просто нет места, и на них не стоит тратить столь большие деньги. Можно обойтись и районными вестниками. Правда, при этом не очень понятно, зачем в 2002 году холдинг, дотоле бывший миноритарным акционером «Зюддойче», решил спасти издание, стоявшее на грани банкротства. Неужели для того, чтобы низвести его до скромного регионального уровня?

Но хозяевам в такой ситуации противоречить совершенно бессмысленно – это аксиома. Остается утешать себя тем, что при любом кризисе бывают не только проигравшие, но и выигравшие. Не повезло в этот раз – повезет в следующий.

Андрей ГОРЮХИН

№11(27), 2008

№11(27), 2008