Главная > Дневник событий > В фокусе > Косово: без пяти минут суверенное государство

Косово: без пяти минут суверенное государство

image_pdfimage_print

Названа дата полного и окончательного территориального раздела Сербии: в первой половине февраля то, что в Белграде называют краем Косово и Метохия, превратится в суверенное государство. Такую перспективу обрисовал в недвусмысленных выражениях бывший боевик Армии освобождения Косово Хашим Тачи, а ныне премьер-министр этого фактически протектората ООН. В интервью японской газете «Асахи» лидер косоваров Тачи объявил во всеуслышание: «Мы больше не можем тянуть с независимостью. Это произойдет в течение четырех-пяти недель».

Хашим Тачи отмел предположения Москвы, что появление еще одного албанского государства в Европе может вызвать напряженность и хаос во всем регионе. «Напротив, это внесет вклад в стабильность на всех Балканах, – заявил он. – Мы хотели бы стремиться и к хорошим отношениям с Сербией». При этом Х. Тачи исходит из того, что «Соединенные Штаты и страны ЕС немедленно признают нашу независимость. Количество таких государств будет, видимо, значительным».

Предположение Х. Тачи, что появление еще одного албанского государства на Балканах получит одобрение в двух самых крупных центрах силы, обоснованно. В конце декабря прошлого года представители ЕС и США в Совбезе ООН согласованно заявили: решить проблему Косово в рамках этой универсальной международной организации невозможно. Невозможно потому, что Россия готова применить свое право вето против проекта резолюции о создании на Балканах независимого государства косоваров. А потому, как сказал Карел де Гюхт, министр иностранных дел Бельгии, которая председательствовала в СБ ООН, ответственность за определение статуса Косово должны взять на себя Европейский Союз и НАТО.

Россия утверждает, что нужно продлить переговорный процесс, который начал приносить свои скромные плоды. По мнению дипломатов со Смоленской площади, «Белград и Приштина вышли на путь преодоления отчуждения, а сами переговоры стали серьезным фактором, работающим на стабильность в регионе. Результаты были бы более впечатляющими, если бы Приштине постоянно не посылались деструктивные сигналы из некоторых столиц о поддержке идеи косовской независимости».

...В косовской Митровице, поделенной на две части, висят плакаты: «Россия спаси нас!» В Белграде на рекламных щитах можно увидеть изображения Уинстона Черчилля с сигарой в руке и его высказыванием: «Мы будет защищать то, что наше. Мы никогда не сдадимся». Можно увидеть рекламный щит с портретом Джорджа Вашингтона, изрекающего лозунг времен войны за независимость США: «Пришло время, когда надо будет решить: будем ли мы свободными людьми или рабами». А рядом – панно с фотографией Джона Кеннеди с не менее известной его цитатой: «Человек делает то, что должно, невзирая на последствия».

Россия в любом случае оказывается в проигрыше, полагает Александр Караваев из Центра изучения стран СНГ при МГУ. Допустим, размышляет эксперт, Косово обретает статус государства, но « ничего из тех угроз и последствий, на которые обращала внимания Россия, не происходит. Мир не рушится, парада суверенитетов не возникает. Значит, Россия ошиблась?» Существует альтернативный сценарий: предсказания сбываются, и усиливаются сепаратистские тенденции на всем пространстве Евразии – тогда Россия «сразу получает два серьезных конфликта на региональных рубежах. Сухуми и Цхинвали и без признания РФ готовы будут добиваться признания своего положения аналогичным косовскому. Естественно, тогда неминуема возгонка конфликта с Грузией».

Между тем, Лилиана Смайлович, редактор сербской газеты «Политика», сомневается, что правительство решится начать боевые действия против косовских албанцев, но ожидает, что власть пойдет по пути судебных исков. Вот ее слова: «Я думаю, что мы можно быть хорошим европейцем, но при этом протестовать против такого развития событий».

Версия госпожи Смайлович оказалась верна: премьер-министр Сербии Воислав Коштуница заявил, что «Белград предъявит иски всем тем странам, которые в нарушение международных норм признают независимость Косово, провозглашенную Приштиной в одностороннем порядке». В. Коштуница напоминает: «Мир и стабильность на планете могут базироваться только на признании принципов устава ООН, подразумевающих суверенитет и территориальную целостность государств».

Однако поле для маневров у Белграда крайне сужено: нет никаких рычагов воздействия ни на Евросоюз, ни на НАТО, при этом значительная часть управленческой элиты, включающей политиков и бизнесменов, не мыслят себя вне европейского контекста. Конечной целью наиболее влиятельные социальные слои сербского общества видят интеграцию в Евросоюз, а потому едва ли решатся на крайние меры.

Европа беременна албанским Косово, и никому уже не удастся прервать этот процесс. Вопрос не в том, станет ли независимое Косово еще одним следствием и свидетельством длящейся на протяжении веков «балканизации», то есть дробления Балкан, а когда это случится. И еще: как отразится это на безопасности и стабильности турбулентного региона?

Владимир МИХЕЕВ

№1(18), 2008

№1(18), 2008