Главная > Дневник событий > В фокусе > Вернется ли «золотая акция»?

Вернется ли «золотая акция»?

image_pdfimage_print

В Европе стали бояться иностранного капитала

Призрак протекционизма бродит по Европе, где он появился весьма неожиданно: ведь Старый Свет давно и по праву гордится либерализмом, в том числе, в сфере экономики.

Но минувшим летом правительства ряда европейских стран, прежде всего – Германии, а вслед за ними и власти Европейского Союза, проявили серьезную тревогу по поводу перспективы скупки стратегических компаний иностранным капиталом, главным образом, российским, китайским и ближневосточным. При этом понятие «стратегическая компания» или «стратегическая отрасль», ранее относившееся почти исключительно к военной области, теперь приобрело более широкое толкование, и распространяется, в первую очередь, на энергетику.

Опасения в Европе вызывает вероятность приобретения активов ведущих местных корпораций государственными фондами иностранных государств. По оценкам международных экспертов, совокупные средства этих фондов, которые могут быть использованы для инвестиций за рубежом, сейчас достигают 2,5 триллиона долларов, а к 2015 году превысят 12 триллионов.

Провозгласив необходимость защиты экономики от этой угрозы, европейцы вольно или невольно следуют примеру США, законодатели которых вынудили один из государственных концернов Дубая продать пять приобретенных им в 2006 году терминалов американских морских портов. А в 2005 году Конгресс США не допустил сделку на сумму 18,5 миллиарда долларов – покупку государственной нефтяной корпорацией Китая американской энергетической компании «Юнокал». Даже власти Великобритании, славящейся открытостью своей экономики, в прошлом году были не на шутку встревожены сообщениями о том, что российский «Газпром» якобы намеревается приобрести крупнейшую британскую газоторговую компанию «Сентрика», поскольку около 75% дохода за его топливо получает не он, а местные посредники. Это вызвало в Лондоне бурную дискуссию: одни политики и эксперты обвиняли правительство в противоречащем интересам потребителей газа «экономическом патриотизме», другие энергично поддержали подобный протекционизм и призвали ввести в стратегических корпорациях правило «золотой акции», которая принадлежала бы государству. Однако в прошлом Европейская Комиссия выступала против этой меры, за исключением тех случаев, когда она касалась оборонных предприятий.

Исполнительный орган Союза изучает вопрос о потенциальной угрозе иностранных государственных фондов рынку ЕС, хотя эта проблема осложняется неясностью того, обладает ли Брюссель полномочиями регулировать международные инвестиции.

Тем временем, канцлер Германии Ангела Меркель выступила за выработку совместного юридического подхода «двадцати семи» к возможности использовать вето на скупку европейских компаний иностранными организациями, большинство акций которых принадлежит государству. А министр экономики Германии Микаэль Глос предложил ввести межотраслевое правило, согласно которому зарубежные инвестиционные фонды обязаны уведомлять власти о намерении приобрести более 25% акций той или иной компании с доходом не менее полумиллиарда евро. В Берлине собираются создать специальную правительственную организацию для контроля над «посторонними» инвестициями. Не отстает и Франция: там составлен список 11 стратегических сфер, подлежащих административной защите…

Словом, последствия глобализация мировой экономики, сопровождаемые мощным финансовым подъемом России, Китая, Индии и некоторых других стран, еще недавно считавшихся развивающимися, вызывают приступы головной боли у политиков Европы, и не только. Британская экономическая газета «Файнэншл таймс» сопроводила одну из своих публикаций многозначительным заголовком: «Суверенные фонды потрясают логику капитализма». По мнению автора статьи, в ближайшие годы «ключевым вопросом для глобальной финансовой системы и даже для всей экономики станет вопрос о том, куда эти фонды будут инвестированы».

Дебаты в ЕС свидетельствуют о сохраняющихся глубоких разногласиях между сторонниками и противниками протекционизма. Напомним, что Европейская Комиссия до сих пор выступала за отмену барьеров на пути капиталовложений как внутри этого объединения, так и извне, а наиболее либеральные политики считают массовый приток зарубежных инвестиций признаком успешного развития той или иной страны. Теперь в Брюсселе размышляют над тем, какие политические риски таит в себе приобретение важных местных компаний фондами, контролируемыми иностранными государствами, а также отвечают ли власти этих государств взаимностью крупным европейским инвесторам.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№8-9(14), 2007