Главная > Тенденции & прогнозы > ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ > В поддержку заключения широкоформатного Базового Договора о стратегическом партнерстве с ЕС

В поддержку заключения широкоформатного Базового Договора о стратегическом партнерстве с ЕС

image_pdfimage_print

Курсу на заключение Россией максимально емкого и содержательного Базового Договора о стратегическом партнерстве (БДСП) с ЕС и его государствами-членами нет альтернативы. Такой курс отвечает долгосрочным национальным интересам страны и потребностям ее внутреннего развития. На это указывают факторы юридического, политического, экономического и социокультурного порядка. Любой иной выбор будет контрпродуктивным. Из этого должна исходить наша линия на предстоящих переговорах с Европейской Комиссией и работа по согласованию конкретных договорно-правовых норм, которые составят костяк БДСП. Под ее обслуживание должны быть выстроены подготовка к переговорам и их проведение, вся система политического, финансового и экспертного обеспечения поставленной цели.

Безальтернативность БДСП

Для того чтобы успешно конкурировать на внутреннем рынке и продолжить внешнюю экспансию, российскому бизнесу нужен свободный выход на колоссальный и высоко цивилизованный рынок ЕС, позволяющий использовать преимущества массового производства. Выход, свободный от конъюнктурных, политических и административных барьеров и ограничений. К рынкам любого типа – товарным, финансовым, фьючерсным, рынкам знаний и человеческого капитала, государственным заказам и внутренним тендерам, рынкам слияний и поглощений и т.д. Российский бизнес нуждается в освоении западной корпоративной культуры и высоко эффективных кадрах менеджеров, открытом доступе к новейшей технике и наиболее перспективным технологиям. Ему выгодны самые разные формы объединения деятельности, способные продвигать его интересы, осуществление совместных проектов, встраивание в технологические и производственные цепочки, другие формы совместного предпринимательства, далеко выходящие за узкие рамки взаимной торговли. Все это может дать БДСП.

Граждане России достойны иного качества жизни, сопоставимого с тем, который достигнут в наиболее успешных странах ЕС. В его основе должны лежать вовсе не потребление, бум которого, наблюдаемый сейчас, заслоняет все остальное, а уважение человеческой личности, человеческого достоинства. Повсюду – на работе, в быту, со стороны любых государственных и негосударственных органов. Вне зависимости от достатка, места в государственной иерархии, национальной принадлежности или каких-то еще оснований. Повсеместно, где бы гражданин России ни жил, учился или работал, будь то столица или отдаленный регион, город или деревня, ближнее или дальнее зарубежье. Обеспечение такого качества жизни должно быть стержнем повседневной деятельности всех государственных структур, перестройки или переналадки органов правопорядка, судебной и пенсионной систем, систем образования, здравоохранения и социальной помощи. Для ее достижения граждане России должны обладать свободой передвижения, выбора работы и места жительства в рамках Большой Европы и пользоваться повсюду на континенте, в своей стране и за рубежом равным правовым статусом, высокой защищенностью и всей совокупностью гражданских, политических, социальных и экономических свобод. БДСП может стать действенным инструментом продвижения в данном направлении.

Перед современной Россией стоят масштабные, в основном все еще нерешенные задачи. С тем чтобы усилить свое влияние в мире, создать вокруг себя пояс добрососедства, повысить глобальную конкурентоспособность, адаптироваться к новым вызовам, повысить эффективность проводимых и намеченных структурных реформ, превратить политику модернизации в постоянное слагаемое своего развития, ей необходимы партнеры и союзники. На путях самоизоляции, равной удаленности или одного лишь соперничества с другими странами справиться с этими задачами не получится. Четвертого провала в современной истории (после октября 1917 года, жертв Второй мировой войны и потрясений «холодной войны») России не пережить. Ей как воздух нужны союзнические отношения с близкими ей по духу и наиболее авторитетными мировыми державами и объединениями и, прежде всего, ЕС. Они многократно увеличат ее собственные силы, ресурсы и возможности, нисколько не ставя под сомнение ее самостоятельность, политическую и культурную самобытность. БДСП способен послужить реальным прологом к их установлению.

И народу России, и бизнесу, и стране в целом нужны юридическая определенность, ясный недвусмысленный выбор, четкая стратегия развития, конкретный осязаемый проект будущего. Все это также может дать БДСП.

Но для этого Договор должен носить прорывной характер. Ориентироваться в будущее. Его важно насытить отвечающими описанному видению положениями. Оснастить работающим инструментарием установления и поддержания партнерских, а в перспективе и союзнических отношений.

Основные черты и характеристики БДСП

Главное внимание в политических консультациях на высшем уровне, которые бы шли параллельно с рутинными дипломатическими переговорами по БДСП, следовало бы уделить формулированию того, как и каким образом Россия и ЕС собираются строить в будущем свои взаимоотношения. Отправная точка на сейчас – партнерство. Это понятно. Но какими стороны хотели бы видеть свои отношения по прошествии 10 или 15 лет – совсем другой вопрос. Для политико-правовой культуры ЕС целеполагание имеет принципиальное значение. В зависимости от сформулированных целей судебные и административные органы ЕС будут тем или иным образом, обслуживая их, работая на их достижение, толковать и применять те или иные положения БДСП. Такими целями в политической сфере должны быть установление шаг за шагом союзнических отношений, в экономической области – формирование общего рынка в масштабах всего континента, строящегося на классических свободах передвижения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов. Во всех других – создание общих пространств в рамках Большой Европы от Атлантического до Тихого океана. Правового, гуманитарного, социокультурного, демократического и т.д. С подключением к ним всех без исключения европейских стран.

Соответственно БДСП должен будет содержать большой блок предписаний программного характера или, иначе, договорно-правовых норм отложенного действия, которые будут обретать силу закона по истечении некоторого переходного периода (или периодов) и выполнении определенных, детально оговоренных условий. В нем важно будет четко прописать как регулятивную систему, вводимую в действие сразу, так и ту, над формированием которой стороны обяжутся работать, и график постепенного, поэтапного и, вместе с тем, неотвратимого перехода от одного правового режима, который возможен и целесообразен сейчас, к более выгодному в перспективе и продвинутому.

Другой принципиальный вопрос высшего политико-правового порядка состоит в определении предмета БДСП. Было бы чудовищной ошибкой свести БДСП к традиционно пустому соглашению о торговле и добрососедстве, которым ритуально оформляются двусторонние отношения между государствами. Задача, ставящаяся перед Базовым Договором о стратегическом партнерстве, состоит вовсе не в регулировании двусторонних отношений. Она заключается в формулировании нормативных предписаний, по которым должны жить общие пространства, совместно создаваемые Россией и ЕС, общих правил игры, которых должны придерживаться все – Россия, ЕС, его государства-члены, другие европейские страны. Иначе говоря, пространственной сферой действия БДСП является территория всех европейских стран. Его предметом – хозяйственный и социокультурный комплекс участвующих в нем и приглашаемых к сотрудничеству стран. Скажем, в том, что касается борьбы с преступностью, речь идет не только о совместных действиях, обмене информацией и объединении усилий. Это обязательные элементы сотрудничества. Но также и о том, что внутри каждой соответствующей страны действуют общие стандарты, применяются согласованные правила, а властные, административные и правоприменительные органы руководствуются одинаковыми критериями. Результатом интеграции в сфере внутренней безопасности, таким образом, становится достижение одинаково высокого уровня защищенности личности, находящейся в пределах общего пространства, от преступных посягательств.

Для того чтобы общие правила игры не остались пустым звуком, нужны нормы прямого действия и прямого применения. Их юридический смысл – поставить на защиту достигнутых договоренностей всю мощь национальных судебных систем. Вывести договорные нормы из-под влияния мер по имплементации, которые государства могут не захотеть или не удосужиться принять. Дать возможность бизнесу, всем частным лицам напрямую руководствоваться ими, вырабатывать с их учетом долгосрочную стратегию жизни и действий, строить на их основе свои правоотношения. Успех западноевропейского проекта обеспечило подключение к его продвижению и реализации критической массы населения и частного бизнеса, научившихся пользоваться плодами интеграции и отстаивать связанные с ней интересы. Общие пространства между Россией и ЕС и союзнические отношения также станут реальностью, если БДСП даст населению и бизнесу Большой Европы правовые возможности самим заботиться о том, чтобы общие пространства состоялись. Тогда и только тогда процессы сближения и установления союзнических отношений между Россией и ЕС перестанут быть заложниками политической конъюнктуры и смогут опереться на твердую сознательную поддержку широкой коалиции социальных сил.

Наконец, недостаточно будет просто перенастроить нынешнюю амальгаму органов управления партнерством под обслуживание стратегических целей, намечаемых БДСП, или обновить ее. Совместным органам надо придать системный характер. Тогда отдельные органы перестанут работать вхолостую. Они начнут действовать более эффективно и по единому сценарию. Все уровни управления будут связаны между собой. Диалоги, экспертные и проектные группы, комитеты экспертов или правительственных представителей и группы высокого уровня, как разветвленная корневая система кряжистого дуба, станут питать результатами своей совместной работы общий ствол сотрудничества. Постоянные советы стратегического партнерства реально займутся контролем и координацией. За политическим уровнем останется подведение итогов, корректировка всего механизма взаимодействия, обсуждение и запуск новых инициатив, ранжирование приоритетов по важности и срокам исполнения.

Одновременно систему органов управления необходимо будет достроить или оснастить механизмами и процедурами раннего предупреждения о возникающих между Россией и ЕС конфликтных ситуациях, снижения напряженности, обязательного урегулирования споров и исполнения принимаемых решений. Кроме того, ее важно было бы существенно диверсифицировать, чтобы свой вклад в сближение, а не как сейчас, вносили межпарламентские и межпартийные структуры, контакты на уровне регионов и социальных партнеров, постоянно работающие объединения европейского бизнеса, информационные обмены, взаимодействие через институты гражданского общества, разнообразные экспертные советы.

Порочность иных подходов

 России БДСП  и запуск переговоров по его согласованию нужны именно сейчас. Не когда-то в будущем, абстрактно и вообще, а именно сейчас. Переговорные позиции страны усилились. Ставки в условном противостоянии между Россией, ЕС и соседними странами по большому кругу значимых вопросов мировой политики, регионального и внутреннего развития серьезно поднялись. Напряжение достигло определенного максимума. В целом достаточно ясно, чего Россия хотела бы получить от ЕС и его государств-членов в результате заключения БДСП. Опытная знающая команда переговорщиков в ключевых государственных структурах, министерствах и ведомствах подготовлена. По окончании электорального цикла в стране такую ситуацию надо будет воссоздавать заново. Нет гарантий того, что она будет столь же благоприятна. Прибыль и налоги, получаемые Россией от поставки на мировой рынок сырьевых товаров, могут существенно сократиться. Профицит внешнеторгового баланса и бюджета исчезнут. Потребительский бум сойдёт на нет. Кризисные явления в экономике в отсутствие завершенных структурных экономических и социальных реформ и нерешенности задач построения современного эффективного государства усилятся. Риски, связанные с подобным негативным развитием событий, могут серьезно возрасти вследствие дестабилизации положения по всему периметру российских границ, окончательного развала режима нераспространения ОМУ и ракетных технологий, возобновления гонки вооружений, перехода основных мировых игроков от жесткой риторики ко все более жестким действиям в различных регионах планеты. Поэтому упускать имеющиеся пока шансы, отказываясь от капитализации все еще сохраняющегося взаимного интереса, было бы не только неразумно, но и чрезвычайно опасно.

Выбор ЕС в качестве привилегированного партнера предопределен. Проект европейского строительства оказался феноменально успешным. В регионе ЕС обеспечены политическая стабильность, социальный мир и экономическое процветание, на практике реализуются установки на межгосударственную солидарность. Переживаемые ЕС трудности и осложнения, несмотря на всю их тяжесть и предсказуемость, и временное снижение глобальной конкурентоспособности являются не более чем кризисом роста. ЕС остается ведущим мировым финансовым и экономическим центром планеты, центром по производству новейших знаний и технологий. Его сбалансированная и гармоничная модель социально-экономического развития является для России наиболее притягательной. ЕС является для России наиболее близким образованием. Во всех отношениях. По культуре. Религии. Общим историческим корням и пережитому вместе. По традициям, образу жизни, представлениям. Всему тому, что сближает европейские народы. И, наконец, только у ЕС имеется настолько современная и детализированная правовая система, приспособленная под совместное межгосударственное существование и развитие. Только с ЕС возможно заключение соглашения, способного решить все те задачи, которые будут поставлены в БДСП.

Отказ от заключения БДСП будет нам очень дорого стоить. Ни политические декларации, какими бы они ни были пафосными, ни сохранение в силе еще на неопределенный срок ныне действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) не смогут его заменить. Декларации сами по себе никого ни к чему не обязывают внутри подписывающих их стран. Тем более в наших условиях. Для национальных правовых систем их существование вообще значения не имеет. Исполнение таких документов, наполнение их конкретным содержанием очень сильно зависят от политической конъюнктуры, чего, как раз, и хотелось бы избежать. Ссылки на то, что, мол, у США и ЕС нет никаких договоров типа предлагаемого, а никого это не заботит, не работают. У США и ЕС есть гораздо большее, чего нет у России и ЕС. Вашингтон и Брюссель уже – и давно – являются союзниками. Их политико-правовые и экономические системы сопоставимы. Хозяйственные комплексы тесно переплелись. Их раздельное существование представляется невозможным.

Опора на ныне действующее Соглашение – тоже не выход. СПС себя дискредитировало. Вне зависимости от того, насколько содержащиеся в нем предписания плохи или хороши, выгодны нам или не выгодны, годятся для обустройства будущего или нет, они морально устарели. Переформатировать двустороннее сотрудничество в стратегическое партнерство, а, тем более, в союзнические отношения, на его основе не выйдет.

Работа над коротеньким, хуже того рамочным договором, дополняемым секторальными соглашениями, является всего лишь паллиативом. Причем не очень удачным. Для построения общего рынка и совместных пространств необходимы общие правовые режимы деятельности. От этого не уйти. Нужны общие правовые режимы, которыми бы охватывались все области и направления деятельности государственных структур, общества, бизнеса, частных лиц. Иначе ничего не получится. Отыскать взаимовыгодный баланс таких режимов, найти устраивающие всех содержательные и работающие компромиссы возможно только в контексте подготовки БДСП. Без него секторальные соглашения будут на деле не столько дополнять и детализировать рамочное соглашение, сколько, напротив, разрывать общие пространства. Опыт применения СПС и предусматриваемых им секторальных соглашений показывает, что последние устанавливают менее выгодный российской стороне правовой режим, нежели материнский договор. Они и являются-то всего лишь ответом на недоработки основного договора, содержащиеся в нем изъятия и ограничения. Кроме того, ничто не указывает на то, что работа над секторальными соглашениями пойдет достаточно споро, что российские ведомства к ним готовы и что с их помощью можно будет больше выиграть, нежели проиграть.

Слагаемые успеха

Благодаря БДСП Россия хотела бы, опираясь на прошедшие за последние годы изменения, получить равноправные отношения с ЕС и признание себя со стороны Брюсселя в качестве равновеликого геополитического партнера, занять достойное место в мировой иерархии.

С его помощью она могла бы получить свободный доступ на товарные и финансовые рынки, мощный приток новых инвестиций, самые передовые и нужные ей технологии, производственные и управленческие. С опорой на него Россия укрепила бы политическую стабильность по своей периферии, с меньшими издержками противостояла глобальным вызовам, форсировала проведение незавершенной пока государственно-правовой и экономической модернизации.

За все это надо платить предоставлением ЕС ответных выгод и преимуществ. Но у России есть, что предложить взамен. Это доступ к ресурсам, которыми она так богата, в том числе к столь востребованным ЕС энергетическим ресурсам. Это доступ на быстро растущий внутренний рынок. И еще целый ряд больших перспективных возможностей. Крайне необходимый ЕС транзит в Юго-Восточную Азию. Участие в крупномасштабных производственных, технологических и исследовательских проектах и программах в тех областях, в которых у российских организаций сохраняются передовые позиции. Совместное освоение огромных российских территорий и водных запасов. Совместные действия в третьих странах. И еще один крайне важный элемент, насущно необходимый для нормального развития российского общества и вожделенно ожидаемый партнерами из ЕС, – уверенное, твердое, без обиняков подтверждение приверженности страны общим ценностям государственно-правового и политического строительства: принципам свободы, плюралистической демократии, господства права и защиты прав человека. Только размены должны быть тщательно взвешенными и выверенными. Тактика «торговли» – многоходовой и всесторонне продуманной.

Оптимальным было бы сосредоточить достижение стратегических развязок, разменов и компромиссов на высшем политическом уровне. Всестороннее обеспечение и координация переговоров, как это и получается сейчас, легли бы на министерство иностранных дел. Все нити обсуждений стекались бы как в центральный аппарат, так и Постоянное представительство России при ЕС в Брюсселе. Оно подготовлено к этой миссии. За последнее время в его состав включены представители от ведущих российских государственных структур. Его работа приобрела всеохватывающий характер. Оно квалифицированно может выступать от имени самых различных российских министерств и ведомств. Вместе с тем, готовясь к переговорам, МИД, естественно, будет опираться на ответственных от всех заинтересованных российских государственных структур, на постоянную помощь российского экспертного и, прежде всего, юридического сообщества. Большой плохо использованный в прошлом ресурс – постоянная обратная связь с организациями предпринимателей такими, как РСПП, ТПП и др. и их рабочими группами, специально создаваемыми для сопровождения переговоров.

Еще одно важное условие – переговоры желательно было бы вести в условиях максимальной гласности и открытости, организовав доступ к рабочим материалам, конкретизирующим достигнутые за закрытыми дверями стратегические договоренности, и журналистов, и общественности, и экспертного сообщества. Ведь обсуждаемые на переговорах вопросы будут касаться всех граждан России, всех сегментов российского общества. Крайне полезным было бы проведение в Государственной Думе и Совете Федерации регулярных открытых слушаний по тематике переговоров, в целом подключение к поддержке переговорного процесса парламентских, партийных кругов и неправительственных организаций самого широкого спектра.

Для создания надлежащего политического и медиативного фона переговоров было бы желательно вначале договориться о нескольких знаковых жестах, которыми бы Россия и ЕС могли обменяться, медиатически выигрышных шагах, которые Москва и Брюссель сделали бы навстречу друг другу.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

№8-9(14), 2007

№8-9(14), 2007