Главная > Открываем старый свет > БИЛЕТ В РОССИЮ > Футбольная дипломатия Московии

Футбольная дипломатия Московии

image_pdfimage_print

Эхо эпохального футбольного матча в Москве между «Манчестер юнайтед» и «Челси» в финале Лиги чемпионов слышно и поныне, но только приобретает политические обертона в подзабытом стиле «народной дипломатии».

Лондонская «Таймс» опубликовала почти восторженный отклик о финале Лиги чемпионов, посвятив ему специальное 16-страничное приложение. Чем столица России удостоилась такой чести? Что сумело пронять сдержанных по натуре островитян, правда, сдержанных во всем, что не касается национальной мании – футбола? Корреспондент самой известной британской газеты вопрошает: «Как же так случилось, что для большинства английских фанатов, напуганных «полными крыс тюрьмами, часовыми очередями и бюрократическими проволочками в аэропорту», поездка оказалась «хорошо организованной и четко продуманной вечеринкой?».

Не секрет, что бульварная пресса, в частности, «Миррор» стращала бриттов дурно пахнущими камерами в Бутырке, где под ногами шастают злобные крысы невиданных размеров, а в затылок дышат омерзительные субъекты с криминальным досье объемом с Британскую энциклопедию. Ответ прост: у страха глаза оказались велики, и 40 тысяч дисциплинированных английских болельщиков сумели выжить в этой «варварской Московии».

Побывавший в Москве журналист «Таймс» с присущей британцам легкой иронией пишет: «За несколько часов моего свободного брожения по столице меня не отвезли в «Гулаг для фанатов», не облапошили, взяв с меня 1000 рублей за банку «кока-колы», не провезли три раза по МКАДу на частном такси, которыми нас всех так пугали». Более того, корреспондент воспел даже газон на стадионе в Лужниках: «Он оказался зеленым. Ярко зеленым. Черт, он выглядел почти так же как на стадионах Англии!.. Лужники вообще напомнили мне Уэмбли». Мне ласкает слух вырвавшееся у него слово «Черт».

И верно: профессиональные эксперты были приятно удивлены тем, что для Восточной Европы поле стадиона было вполне приемлемым: дренаж работал хорошо, несмотря на сильный дождь, и луж не было. Мяч по полю скакал нормально и не скользил, кусков дерна почти не было. А причина того, что игроки поскальзываются в дождливую погоду, замечают знатоки, зачастую виновато не поле, а бутсы с шипами в виде лезвий.

В свою очередь, британский министр спорта Джерри Сатклифф заявил, что Москва прекрасно подготовилась к финальному матчу Лиги Чемпионов. Министр отметил: английские болельщики вели себя дисциплинированно. Побывавший в Москве министр культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании Энди Бернем подвел самохвальный итог: «Это была потрясающая игра и великая ночь для английского футбола. Он сделал себе прекрасную рекламу».

В общий зачет следует отнести и жест доброй воли правительства Медведева-Путина, позволившего английским фанатами въехать в Россию просто по билетам на матч – без всяких виз, упростив, в качестве исключения, обычные бюрократические процедуры при пересечении границы. В ответ и Форин офис облегчил приезд в Глазго болельщиков питерского «Зенита», а в разгар этой футбольной дипломатии Дмитрий Медведев и Гордон Браун созвонились по телефону и договорились и впредь общаться.

Хорошо знающий Россию Джонатан Стил из либеральной, а потому критически настроенной к нам газеты «Гардиан» в разделе «Комментарии и аналитика» высказал лестное для нас суждение: «После матча в Москве стереотипы о том, что Россия – жесткая страна с множеством запретов – несколько порушились, а аргументов в пользу того, чтобы воспринимать ее как «нормальную страну» прибавилось».

В свою очередь, тонкий дипломат сэр Родерик Лайн, бывший посол Ее Величества в Москве, призывает Европу к терпению и верности принципу стратегического партнерства с Россией: «Это – наша долгосрочная цель. И время такого партнерства придет».

…При президенте Ричарде Никсоне американцы и китайцы начали сближение, обменявшись визитами командами по игре в настольный теннис. «Пинг-понговая дипломатия» вошла в учебники. «Футбольная дипломатия» Москвы и Лондона, думаю, претендует на столь же пышные лавры.

Владимир МИХЕЕВ

№7(24), 2008

№7(24), 2008