Главная > Тенденции & прогнозы > ПАРТНЕРСТВО > О первых итогах деятельности Европейского учебного института и планах на 2010-2013 годы

О первых итогах деятельности Европейского учебного института и планах на 2010-2013 годы

image_pdfimage_print
Создание вуза, специализирующегося на переподготовке российских государственных служащих для работы с партнерами из Европейского Союза, предусмотрено дорожными картами построения общих пространств между Россией и ЕС. Подведение первых предварительных итогов его деятельности за последние несколько лет – это в какой-то степени и подведение итогов реализации дорожных карт, вернее того, насколько успешной и эффективной она могла бы быть. Вместе с тем, достигнутые результаты – не самоцель. Они, скорее, задел на будущее. Европейский учебный институт при МГИМО (У) МИД России будет расширяться. Интенсивность его деятельности – возрастать. То, какую роль в дальнейшем он будет играть в системе отношений между Россией, ЕС и его государствами-членами, зависит от четко выстроенных планов, их правильного понимания, от того, в какой мере сотрудничающие стороны стремятся к объединению усилий для выполнения намеченных задач.

1. Итоги

1.1 Общая оценка результатов

Европейскому учебному институту (ЕУИ) исполнилось 4 года. За это время он утвердился в качестве одного из ведущих в сфере высшего учебного образования в Российской Федерации. Он пользуется авторитетом и популярностью. Вносит конкретный вклад в достижение поставленных перед ним целей – улучшения отношений между Россией и Европейским Союзом. Институт вышел на крейсерскую скорость своей повседневной работы. Процедуры отбора студентов, приглашения преподавателей и предоставления образовательных услуг отлажены. Высокая оценка достижений Института дана на саммитах Россия-ЕС. На них Институт приводился в качестве образца конкретного сотрудничества между Россией, ЕС и его государствами-членами. Высокая оценка нашла отражение в новом контракте между МГИМО и Европейской Комиссией о поддержке развития Института на 2010-2013 годы. В нем прямо говорится: «Итак, проект по созданию Европейского учебного института был успешно запущен и уже начал давать положительные результаты в полном соответствии с целями настоящего проекта». Цели, подчеркнем еще раз, – сближение между Россией, ЕС и его государствами-членами.

1.2 Политическое измерение ЕУИ

Совместная деятельность учреждений России и ЕС по обеспечению деятельности Европейского учебного института является политическим проектом. Нормальное функционирование ЕУИ уже само по себе вносит вклад в развитие отношений между Россией, ЕС и его государствами-членами. Вместе с тем, за последний год Институту очень много удалось сделать дополнительно для улучшения политического климата на Европейском континенте. Институт в составе Рабочей группы Валдайского мирового политического форума принял участие в написании прорывного доклада «Союз Европы». Он обстоятельно обсуждался на Валдайском и Ярославском мировом политическом форумах, в целом в среде европейского экспертного и политического сообщества. Его идеология повлияла на подходы руководства Российской Федерации к выстраиванию отношений с Европейским Союзом. Институт в составе авторской группы Института современного развития принял участие в подготовке другого прорывного доклада – о перестройке отношений с Североатлантическим Союзом. Доклад получил высокую оценку руководства страны. Он был использован при подготовке к Лиссабонской встрече с НАТО. Это серьезные, весомые результаты деятельности Института, политического измерения его деятельности. Кроме того, по инициативе ЕУИ совместными усилиями Администрации Президента и МИДа удалось минимизировать урон, нанесенный попытками исключить европейское право из номенклатуры юридических специальностей. Хотя, похоже, борьба еще не закончена.

1.3 Обучающиеся в ЕУИ

По состоянию на сегодняшний день костяк обучающихся составляют государственные служащие Российской Федерации. Они отбираются из списков тех, кого рекомендуют министерства, агентства, службы, другие государственные структуры, представительства субъектов Российской Федерации в Москве. Отбор проводится в соответствии с официально установленными критериями. Прежде всего, Институт руководствуется потребностями российских ведомств, мотивированностью и подготовленностью студентов. Общая картина по набору на 2010-2011 учебный год. Было подано 320 заявок. Принято 127 студентов. Они распределяются следующим образом. На «праве» учится 51 человек, «экономике» - 39, «политике» - 36 человек. 16 декабря состоялась очередная церемония вручения дипломов выпускникам предыдущего набора. До этого в Институте обучалось соответственно почти вдвое больше студентов. Переезд ЕУИ в новое здание позволяет увеличить набор. Институт будет наращивать его исходя из ориентиров, установленных контрактом между МГИМО и Европейской Комиссией.

1.4 Магистерская программа

Главная задача, поставленная перед ЕУИ, состоит в подготовке когорты людей, которые будут укреплять отношения между Россией и ЕС, в повышении их квалификации. Институт решает ее через обучение по магистерской программе. В структурном отношении магистерская программа полностью отработана. Первый семестр – вводные курсы. С февраля по июнь включительно – специализация. Третий семестр – стажировки, самостоятельная работа, занятия по дисциплинам государственного стандарта Российской Федерации, написание и защита магистерских диссертаций. Программа обучения устоялась. Круг преподавателей определен. Вносимые изменения связаны, в основном, с учетом результатов социологических опросов студентов, изменениями в государственном стандарте, личными графиками иностранных преподавателей. Социологические опросы проводятся Институтом регулярно. Они дают важную, ценную информацию. Она используется при тонкой доводке и актуализации магистерской программы. Учет требований государственного стандарта безусловен. Это условие выдачи магистрантам дипломов государственного образца. Работа по совершенствованию программы и привлечению к преподаванию в Институте лучшей мировой профессуры будет продолжена. Точно также будет  продолжено использование оправдавших себя новаций. С 2010 года первый месяц обучения отводится на интенсивную языковую подготовку студентов, набранных на обучение в ЕУИ. Эта новация себя полностью оправдала. Реакция и студентов, и преподавателей сугубо положительная.

1.5 Стажировки

Удалось установить традицию, согласно которой большие группы студентов ЕУИ проходят стажировки в Венской Дипломатической Академии и в Колледже Европы. Студенты на них отбираются по критерию успеваемости. Стажировка в Вене рассчитана на неделю. Стажировка в Брюгге включает одну неделю занятий в Колледже Европы. Вторая неделя посвящена посещению институтов Европейского Союза (Европейского Парламента, Суда ЕС, Совета ЕС и Европейской Комиссии). В 2010 году удалось выйти на оптимальный формат занятий на стажировках. Они проводятся в форме моделирования переговоров с Европейским Союзом и в Европейском Союзе. Отклики студентов очень и очень положительные. Стажировки им многое дают. Институт рассматривает их проведение как постоянную форму сотрудничества с Венской Дипломатической Академией и Колледжем Европы.

Весьма хвалебные отклики у студентов о дополнительных стажировках, которые организовали страны, председательствующие в Европейском Союзе. Последнюю такую стажировку предоставила Швеция. К сожалению, закрепить эту традицию не получилось. Институт обратился к послам Бельгии и Венгрии – стран, председательствующих в ЕС в 2010-2011 годах, с просьбой восстановить ее и закрепить. С посольством Испании продолжаются консультации на эту тему. Основной смысл таких стажировок для студентов ЕУИ состоит в том, чтобы изнутри увидеть, как страны интегрированы в ЕС, понять это через общение со своими контрагентами в национальных министерствах и ведомствах.

Очень много дают стажировки в Брюгге языковых преподавателей Института. ЕУИ чрезвычайно признателен за организацию таких стажировок Колледжу Европы. Обучение в Брюгге терминологии Европейского Союза позволяет в дальнейшем языковым преподавателям объединить занятия языком и занятия по профессии для достижения единой цели – лучшего понимания студентами ЕУИ Европейского Союза, сотрудничества между Россией и ЕС. Институт договаривается с руководством Колледжа Европы о том, чтобы они проводились ежегодно и на постоянной основе.

1.6 Краткосрочные курсы

Проведение таких курсов позволяет охватить обучающими программами гораздо более широкий круг государственных служащих и всех тех лиц, которые заинтересованы в лучшем знании стандартов Европейского Союза, сотрудничестве между Россией и ЕС. Считаем одним из достижений Института закрепление краткосрочных курсов по проблематике пространства свободы, безопасности и законности и курсов по соблюдению стандартов в области прав человека в качестве ежегодных. Они теперь проводятся на регулярной основе в апреле и октябре. Другие краткосрочные курсы их дополняют. К их числу относятся занятия, организуемые Институтом в регионах Российской Федерации. Еще одно достоинство таких курсов – ЕУИ приглашает на них университетскую профессуру из регионов России. Это позволяет дальше передавать даваемые знания.

1.7 Конференции

С помощью конференций преподаватели ЕУИ и учащиеся получают возможность знакомиться с самыми последними исследованиями, мнениями и позициями ведущих специалистов и государственных деятелей по разбираемым вопросам. Они дают возможность общаться с ведущими профильными специалистами, устанавливать контакты. Институт на регулярной основе проводит конференции по вопросам безопасности и широкоформатного сотрудничества между Россией и ЕС. Для последнего периода характерными стали конференции, в рамках которых анализируется то, что двусторонние отношения России с отдельными государствами-членами могут дать для сближения России и ЕС, для создания общих пространств в масштабах всего континента. Новая тема – модернизация. Она отвечает требованиям времени. Ей была посвящена проведенная ЕУИ российско-испанская конференция. В дальнейшем Институт планирует серию мероприятий в контексте плана действий по реализации инициативы «Партнерство для модернизации».

1.8 Популяризация деятельности ЕУИ

В первую очередь ей способствуют выступления в Институте руководителей Европейского Союза и Российского государства. Одним из крупных событий стало выступление в ЕУИ председателя Европейского Парламента Ежи Бузека. Очень полезным было общение со студентами директора РЕЛЕКСа Гуннара Виганда. Признательны Александру Грушко (заместителю Министра иностранных дел), Константину Косачеву (председателю Комитета по международным делам Государственной Думы), Андрею Климову (сопредседателю парламентского совета Россия-ЕС), главе Делегации Фернандо Валенсуэле, послам Бельгии и всех других стран ЕС за регулярные выступления перед слушателями ЕУИ. На ближайшее время запланированы выступления в Институте Министра юстиции Александра Коновалова и руководителя ФАС Игоря Артемьева.

Колоссальный вклад в популяризацию деятельности ЕУИ вносит Интернет-журнал «Вся Европа». В декабре 2010 года увидел свет его юбилейный 50-ый номер. Журнал читают все специалисты по Европейскому Союзу и люди, отвечающие за сотрудничество с ЕС. Аудитория журнала постоянно растет. Он самым активным образом используется в процессе обучения. Благодаря журналу студенты ЕУИ имеют возможность знакомиться с актуальными аналитическими материалами по политике, праву, экономике Европейского Союза и отношениям Россия-ЕС, с самыми разными сторонами жизни в странах ЕС.

Библиотека слушателей ЕУИ насчитывает уже девять томов. Это и материалы конференций и собственно учебная литература. В издательстве «НОРМА» опубликован фундаментальный учебник по праву ЕС, подготовленный преподавателями ЕУИ. По этому учебнику обучаются студенты всех вузов России, не только МГИМО. Единственная проблема – поощрение огромного, титанического труда авторского коллектива. Он остался неоплаченным из-за позиции Европейской Комиссии. Она считает, что подготовка учебной литературы входит в круг должностных обязанностей преподавателей ЕУИ. Как известно, в России подход иной. Как решить эту проблему, должен подсказать Комитет Руководящего Совета по связям с общественностью и издательской деятельностью. Сейчас в издательской деятельности Института вынужденно взят перерыв на объявление тендера (аукциона) в соответствии с действующим российским законодательством. Однако по рекомендации упомянутого Комитета подготовлен список заявок на публикации и, прежде всего, учебные пособия. Авторы над ними уже работают. Можно рассчитывать, что Комитет будет и дальше вносить позитивный вклад в копилку Института. Для этого он должен сосредоточиться, в первую очередь, на популяризации его деятельности. Этим вопросам были посвящены два его первых заседания.

1.9 Общий итог

Особо следует сказать об укреплении материальной базы Европейского учебного института. Российская сторона построила для него большое современное здание. Остается надеяться, что и Европейский Союз, исходя из принципа паритета, когда-нибудь также внесет не менее весомый вклад. Но главное – обучение ведется теперь в качественно новых условиях. Материальная база для решения новых задач, которые поставили перед Институтом власти Российской Федерации и Европейского Союза, подготовлена. Эти задачи зафиксированы в новом контракте между МГИМО и Европейской Комиссией.

2. Новые направления деятельности ЕУИ

2.1 Общий обзор

Сверхзадача, которую решает Институт, остается прежней. Это сближение между Россией и ЕС путем подготовки кадров, которые могут обеспечить такое сближение, вывести отношения между Россией, ЕС и его государствами-членами на новый, более высокий уровень. Однако сейчас Институт может и должен делать для этого больше. Как и при помощи чего, четко изложено в контракте между МГИМО и Европейской Комиссией.

2.2 Создание Попечительского Совета

В контракте записано: «В дополнение к существующим органам в 2010 году будет создан Попечительский Совет ЕУИ в целях оказания помощи в привлечении финансовых средств для осуществления новых программ и проектов, ориентированных в будущее». В контракте указывается также, что Попечительский Совет нужен для оказания содействия в усилении позиций ЕУИ как национального и международного учебного и научного центра по европейским интеграционным процессам, отношениям между Россией и ЕС. Еще одна функция Попечительского Совета, перечисленная в контракте, состоит в оказании содействия ЕУИ в налаживании международного сотрудничества в области исследований и образования. Приведенные положения контракта идут в развитие уставных документов ЕУИ. Они направлены на мобилизацию усилий Дирекции и, в первую очередь, Руководящего Совета Института.

Согласно Уставу, Попечительский Совет должен быть компактным органом узкого состава. Его возглавляют крупнейшие политические, государственные деятели России и ЕС, по одному с каждой стороны. В состав входят по семь глав крупнейших европейских компаний, базирующихся в России и Европейском Союзе. Предполагается, что Попечительским Советом будет создан эндаумент ЕУИ. На полностью прозрачной для всех основе он будет приносить ЕУИ дополнительные финансовые средства, необходимые для расширения его деятельности. Тем самым будет реализовано следующее положение контракта между МГИМО и Европейской Комиссией: «От членов Попечительского Совета ожидается привлечение дополнительного финансирования деятельности ЕУИ».

На протяжении уже длительного времени Дирекцией ЕУИ велись консультации с Делегацией ЕС в России, Европейской Комиссией, бизнес сообществом по вопросу создания Попечительского Совета. Институт вступил в Европейский Деловой Конгресс, провел у себя выездное заседание его Правления. Институт установил контакты с рядом потенциальных членов Попечительского Совета, ассоциациями бизнеса.

Настала пора, чтобы к работе по созданию Попечительского Совета подключились все члены Руководящего Совета. Главным образом, наверное, Администрация Президента, Министерство иностранных дел России, Делегация Европейского Союза. Вместе с тем, наверняка, весомый вклад в решение данной задачи может внести каждый член Руководящего Совета. В контракте между МГИМО и Европейской Комиссией устанавливается: «Для того чтобы завершить создание Попечительского Совета, членами Руководящего Совета, а также руководством ЕУИ будут предприняты соответствующие действия для привлечения к его деятельности высокопоставленных представителей официальных кругов и бизнес сообщества Европейского Союза и России».

2.3 Обучение в ЕУИ представителей бизнеса

Обучение в Институте госслужащих финансируется из средств Российской Федерации и Европейского Союза. Обучение представителей бизнес сообщества должно вестись на коммерческой основе. Присутствие среди студентов ЕУИ бизнесменов сделает обучение в ЕУИ еще более притягательным. Оно будет обеспечивать синергетический эффект. Будет добавлять финансовой устойчивости Институту. На первом четырехгодичном отрезке деятельности ЕУИ данная задача ставилась весьма приглушенно, хотя в уставных документах ЕУИ такая возможность предусматривалась. Первоочередным для ЕУИ было отлаживание учебного процесса и удовлетворение заявок российских министерств и ведомств.

Контракт между МГИМО и Европейской Комиссией выдвигает решение задачи по привлечению представителей бизнес сообщества для обучения в ЕУИ на первый план. Он квалифицирует «представителей российского и зарубежного бизнес сообществ, желающих углубить свои знания в областях взаимодействия и сотрудничества в отношениях между Россией и ЕС», в качестве «целевой аудитории». В категорию бенефициаров сотрудничества между Россией и ЕС в содействии функционированию ЕУИ им включены «российские и иностранные частные компании».

Дирекция ЕУИ на протяжении 2010 года установила контакты с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой, Московской Торгово-промышленной палатой. Дирекция работает с Европейским деловым конгрессом. Имеется предварительная договоренность с Ассоциацией Европейского бизнеса в России об организации презентации ЕУИ. Институт намерен работать по всем этим направлениям.

Однако было бы логично, если бы члены Руководящего Совета предложили внести свой личный персональный вклад в достижение этой цели.

2.4 Обучение студентов из стран Европейского Союза

Сразу после того, как ЕУИ был создан, тогдашний глава Делегации ЕС в России Марк Франко организовал презентацию Института на обеде с участием всех послов государств-членов ЕС. Делегация тогда пригласила все страны ЕС создать один-два, но не более трех грантов в размере 24 000 евро каждый для обучения своих граждан в ЕУИ. Однако впоследствии Делегация ЕС предложила отодвинуть решение этой задачи на более поздний срок. Сейчас контрактом между МГИМО и Европейской Комиссией задача по привлечению студентов из стран ЕС для обучения в ЕУИ выдвинута в разряд приоритетных. В качестве «целевой аудитории» им указываются «специалисты из стран-членов ЕС, работающие в области взаимоотношений между Россией и ЕС и желающие приобрести более глубокое понимание процессов ведения диалога и сотрудничества между Россией и ЕС», а также «студенты из стран-членов ЕС, имеющие диплом в области международных исследований со специализацией по России». Бенефициарами проекта поддержки ЕУИ контрактом названы «соответствующие службы институтов Европейского Союза, занимающиеся вопросами сотрудничества России и ЕС». Тому, как это важно, посвящен целый раздел контракта.

Для привлечения студентов из стран Европейского Союза ЕУИ превращается в уникальный образовательный комплекс. Преподавание смещается в сторону предметов, раскрывающих специфику отношений партнерства, сотрудничества и конкуренции между Россией и ЕС и дающих сопоставительный анализ права, экономики и политики России и ЕС. Нигде больше в мире этого не делается. Кроме того, для студентов из стран ЕС предусмотрен дополнительный образовательный пакет по основам политического процесса, правового устройства, ведения бизнеса, культуре и дипломатии России. Им будут даваться также специальные курсы русского языка.

Видимо, назрела потребность снова собирать послов стран ЕС, обращаться к ним уже не от нашего имени - ЕУИ, а от имени Делегации и Руководящего совета. И в решение этой задачи – организации обучения в ЕУИ студентов из стран ЕС каждый член Руководящего Совета может внести серьезный вклад. Отбор студентов для ЕУИ мог бы проводиться совместно с Колледжем Европы в соответствии с отлаженными им процедурами.

2.5 Создание сети центров Европейских исследований в Российской Федерации

Это еще одна крупномасштабная задача, поставленная перед ЕУИ. Уже сейчас Институт многое делает в рамках своей региональной стратегии. Заключены соглашения о сотрудничестве с целым рядом региональных университетов. ЕУИ будет и дальше расширять сеть партнерских университетов и региональных научно-исследовательских центров. К обучению в ЕУИ активно привлекается региональная профессура. Для проведения мастер-классов в региональные университеты направляются преподаватели ЕУИ. При организации краткосрочных курсов для региональной и местной администрации делается все, чтобы они проводились вместе с региональными университетами и для региональных университетов. ЕУИ вносит посильный вклад в деятельность Российской ассоциации европейских исследований (АЕВИС) и поддержку региональных центров через Ассоциацию.

Но контракт между МГИМО и Европейской Комиссией требует от Института большего. В числе главных целей Института он указывает укрепление взаимоотношений между Россией и ЕС через «содействие развитию исследовательской деятельности и уровня преподавания права, экономики и политики ЕС в России». Среди «ожидаемых результатов» в контракте перечисляется: «расширение сети учебных центров в России и Европейском Союзе, реализующих магистерские программы в области европейских исследований».

Для достижения этих результатов Институт в тесном сотрудничестве с Делегацией ЕС и Европейской Комиссией должен использовать все имеющиеся возможности. ЕУИ рассчитывает, что Делегация сделает все от нее зависящее для того, чтобы выделенные сейчас Брюсселем гранты на развитие российских региональных центров европейских исследований осуществлялись при максимальной вовлеченности в практическую работу Европейского учебного института и АЕВИС. Гранты большие, по 500 тысяч евро. Важно, чтобы они использовались максимально эффективно. Это может обеспечить только подключение к их исполнению ЕУИ и АЕВИС.

Было бы логично также, если бы Делегация и Европейская Комиссия тщательно проанализировали имеющиеся международные программы Европейского Союза с тем, чтобы граждане Европейского Союза могли обучаться по ним в ЕУИ, а студенты ЕУИ в свою очередь стажироваться в институтах Европейского Союза.

2.6 Заключение соглашения между Россией и ЕС об обеспечении деятельности ЕУИ

Перечисленные выше задачи еще раз подчеркивают уникальность ЕУИ. Она носит двоякий характер. Институт является уникальным высшим учебным заведением такого типа в Европе. Одновременно он является уникальным для отношений между Россией и ЕС: вся деятельность осуществляется им на паритетной основе. В ближайшие три года Институт будет решать задачи привлечения на обучение представителей гражданской службы, бизнес- структур и гражданского общества Европейского Союза. Поэтому его финансирование из бюджета Европейского Союза не может рассматриваться как техническое содействие Российской Федерации. Или, иначе, его финансирование из бюджета Российской Федерации является техническим содействием Европейскому Союзу. ЕУИ в одинаковой степени обслуживает потребности и интересы, в том числе России и Европейского Союза. Соответственно, к Институту не должны применяться финансовые требования, регламенты и чтобы то ни было еще, регулирующее оказание Европейским Союзом технического содействия. Решение этой проблемы видится на путях заключения специального соглашения между Россией и ЕС об обеспечении деятельности Европейского учебного заведения. Соответствующее поручение Президента Российской Федерации имеется. Оно остается в силе. В прошлом Москва и Брюссель не смогли согласовать соответствующий документ. Тогда было рано. Стороны для этого еще не созрели. Сейчас запуск соответствующих переговоров был бы нужным и своевременным. Их успех стал бы еще одним кирпичиком в построение большого здания сотрудничества между Россией, ЕС и его государствами-членами.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

*1 Полный текст выступления на заседании Руководящего совета Европейского учебного института 16 декабря 2010 г.

№12(50), 2010

№12(50), 2010