Референдум в Дании откладывается


Чрезвычайное заседание Европейского Совета, состоявшееся 1 сентября, было посвящено абсолютно другой проблеме. Но вопрос о том, что же делать ЕС сейчас, после того, как население Ирландии заблокировало столь нужные Союзу институциональные реформы, на нем все же поднимался. В мировых и европейских СМИ об этом, однако, лишь слегка обмолвились. Упоминания состоявшейся на заседании пикировки оказались настолько редкими и невыразительными, что как-то сам собой возник эффект уже виденного, своего рода «дежа вю».

Казалось бы, совсем недавно по предместьям французских городов прокатилась мощная волна молодежных волнений. Эмигранты из стран южного и восточного Средиземноморья били витрины, жгли автомашины и всеми другими доступными им способами выражали накопившееся недовольство социальными условиями своего существования и своим положением в обществе.

Недовольство, вылившееся на улицы, было спровоцировано реальными проблемами. Они не решены и по сию пору. Но о событиях тех дней не принято говорить. Никто о них даже не пытается вспоминать. Обсуждение тогдашних беспорядков не встретишь ни в печати, ни на экранах телевизоров. Тем более рассуждений по поводу вызвавших их причин. На все это наброшена пелена молчания. Она настолько плотная, что в голову невольно приходят мысли о «заговоре забвения».

С недавним референдумом в Ирландии по Лиссабонскому договору происходит нечто очень похожее. Еще недавно о нем говорили все. Спорили. Возмущались. Злорадствовали. Строили предположения. Его результаты никого не могли оставить равнодушными. И вдруг – раз, как корова языком слизнула. То ли был референдум, то ли нет. И все. Материалы о нем и его последствиях перестали появляться. Принятые внутри ЕС правила игры, похоже, потребовали, чтобы о нем на время как бы забыли. Столь востребованная ЕС политкорректность и здесь подоспела как нельзя более кстати.

Дело в том, что без согласия ирландцев пересмотреть итоги референдума, Договор обречен. Продолжение процесса ратификации лишено какого-либо практического смысла. Поэтому все остальные страны ЕС уповают только на то, что Дублин найдет какой-то выход из создавшегося положения. И у руководства Ирландии есть идеи относительно того, что можно было бы сделать. Но оно четко дало понять: пока у кормила ЕС стоит Франция, пока за ней председательство в ЕС, ни одного шага предпринято не будет. Почему – это отдельный разговор.

Таким образом, получается, что элите ЕС крайне выгодно, чтобы детали референдума в Ирландии покрылись патиной. Чтобы воспоминания о нем сделались какими-то такими призрачными и неопределенными как туман. Мол, да, вроде бы где-то там какой-то референдум, кажется, проводился. Но все это было так давно и не существенно, что об этом можно забыть. Тем более что потом что-то такое сделали, что все стало в порядке. Или почти сделали. А, может, и не сделали, но все равно все стало в порядке.

Вот и выходит, что в мировые и европейские СМИ просачиваются лишь косвенные упоминания о референдуме в Ирландии. Когда избежать ссылки на него уж никак нельзя. Очередной повод подал Копенгаген. 11 августа премьер-министр Дании А. Расмуссен объявил, что намечавшийся ранее правительством либералов референдум об отказе от особого статуса страны в рамках ЕС откладывается на неопределенное время. Причина – провал референдума в Ирландии.

В свое время Копенгаген чуть не погубил предыдущую серию реформ интеграционного объединения. Согласие датчан было получено дорогой ценой. Остальные страны согласились на то, что за ними сохранятся все преимущества членства, но они не будут расставаться с национальной валютой и не станут участвовать ни в общих оборонительных усилиях, ни в отвергнутых ими формах сотрудничества иммиграционных служб, полицейских и судебных органов.

С годами ситуация изменилась. Правительство либералов хотело бы большей вовлеченности Дании в дела ЕС. Но то, что совсем недавно произошло в Ирландии, заставило его пересмотреть планы. Хотя и не отказаться от них.

Время еще есть. Очередные парламентские выборы в Дании состоятся в 2011 году.

© Т.М. ЭНТИНА

№8-9(25), 2008