Главная > Дневник событий > Опять Турция…

Опять Турция…

image_pdfimage_print

Редко, когда в европейских странах с таким вниманием следили за парламентскими выборами за пределами своего региона, как это произошло по отношению к Турции. Это голосование становилось этапным для выбора стратегического пути Анкарой, роль которой в предстоящие годы будет возрастать не только в регионе, но и во всех сопредельных зонах.

Дело не просто в результате выборов – победила правящая Партия справедливости и развития во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, которая считается умеренной исламской силой. Дело в том, куда пойдет Турция.

Получается очень странная ситуация. Нынешние победители не любят, когда их называют исламской партией, предпочитая, чтобы их воспринимали как мусульманский вариант европейской христианской демократии. Они представляют не только турецкую глубинку, но и народившийся и окрепший средний класс. Премьер-министр считает, что магистральным курсом Турции должно быть вступление в ЕС, следовательно, интеграция в европейскую систему ценностей при сохранении своей национальной и культурной специфики.

Его противники – различные наследники идей основателя республики, модернизатора Турции после ее поражения в Первой мировой войне и распада Оттоманской империи Мустафы Кемаля Ататюрка, которого можно считать самым успешным революционером ХХ века. Именно он закрепил светскую суть современного турецкого государства, отодвинул религию и религиозных деятелей от власти, способствовал созданию современной элиты европейского образца, повел страну в Европу, а гарантией этого стала армия. Теперь эти силы, оказавшись в меньшинстве, готовы на решительные действия, чтобы предотвратить исламизацию страны – весной об этом недвусмысленно заявило армейское руководство, чем испугало Брюссель. Не случайно либеральные политические круги сейчас более осторожно, чем исламское правительство, относятся к перспективе участия Турции в ЕС.

Что делать европейцам? Получается парадокс. В ЕС стремится турецкая исламская партия, которую опасаются в Брюсселе, но она пришла к власти демократическим путем, полностью отвечающим европейским стандартам. А ориентированные на Европу силы менее пылки по отношению к участию в ЕС, да еще грозятся военным вмешательством в политику, чтобы сохранить светскую суть турецкого государства, что не может нравиться Брюсселю.

Добавим к этому нежелание многих стран ЕС, прежде всего Франции, видеть Турцию в составе Союза.

…Европейская тема отсутствовала в турецкой предвыборной кампании, а переговоры о приеме в ЕС до завершения в Турции сезона выборов были, по негласной договоренности сторон, приостановлены. Теперь они должны возобновиться с неясной перспективой. Будет ли честен ЕС и откажет Турции? Сохранит ли она желание стать полноправным участником Союза? Или же сделает иной геостратегический выбор, о котором говорят все чаще – в пользу усиленного сотрудничества с соседями, расположенными к северу, востоку и югу?

Андрей СЕМИРЕНКО

Турция стремится стать главной транзитной страной для доставки нефти и газа в Европу, где все больше говорят о диверсификации как источников энергоносителей, так и путей их доставки. Во всяком случае, Анкара хотела бы отщипнуть для себя на этом рыке максимально возможную долю.
В настоящее время построены, строятся или обсуждаются одновременно несколько трубопроводных проектов, в том числе альтернативные друг другу. Одни ориентированы на Россию и ее интересы, другие представляются конкурирующими и поддерживаются США и ЕС. Однако объединяет их одно – они должны проходить через Турцию.
«На границах Турции расположены 70% известных в мире запасов нефти и газа», – подчеркивают в министерстве энергетики этой страны. А глава государственной энергетической компании «Боташ» Салих Пасаоглу недавно еще более откровенно сформулировал цель своей страны в этой области: «Нас не интересует, откуда происходит газ или нефть, нас интересует, чтобы они проходили транзитом через Турцию».

№8-9(14), 2007

№8-9(14), 2007