Главная > Дневник событий > ЕС-США: главные проблемы остались за бортом

ЕС-США: главные проблемы остались за бортом

image_pdfimage_print

Оценивать состоявшуюся в Вашингтоне встречу на высшем уровне Европейский Союз – США можно двояко. На одной чаше весов – солидные документы, подписанию которых предшествовали годы работы, на другой – отсутствие наиболее острых досье, разделяющих два берега Атлантики.

Вашингтон и Брюссель договорились углубить экономическое сотрудничество и образовать Трансатлантический экономический совет. В его задачи должна входить гармонизация норм и стандартов, что позволит двинуться навстречу образованию единого рынка. Проблема эта нешуточная, поскольку весьма велико различие экономических и правовых моделей. Их выравнивание, считают в Брюсселе и Вашингтоне, должно позволить американской и европейской экономикам улучшить конкурентные возможности в глобальном соперничестве с другими регионами, прежде всего с Азией.

В частности, намечены 40 сфер, где стороны должны попытаться придти к общему знаменателю. Это касается омологации лекарств и норм в автомобилестроении, интеллектуальной собственности и финансовых услуг, а также многого другого. Так, разработчики этой идеи считают, что только отказ от несовместимых норм в автомобилестроении на 10% сократит расходы на разработку и производство новых моделей.

Серьезные последствия может иметь и подписанный договор об Открытом небе, переговоры о котором длились не один год, а вступить в силу он должен 30 марта 2008 года. Его задача состоит в том, чтобы придать импульс развитию авиаперевозок в ЕС и США, снизить их себестоимость. При этом Брюссель полагает это лишь первым шагом, и считает, что надо двигаться дальше. Формулируемая европейцами цель – создание открытой авиационной зоны, «в которой инвестиции могут свободно передвигаться и в которой европейские и американские авиакомпании могут оказывать услуги повсеместно, без каких-либо ограничений».

Это все позитив, подготовленный заранее.

Однако по наиболее острым вопросам, которые разделяют ЕС и США, в итоговых заявлениях прозвучали лишь общие слова. Это – переговоры о либерализации международной торговли в рамках ВТО (так называемый Раунд Дохи) и совместные действия в борьбе с изменениями климата.

Первый из этих вопросов если и обсуждался, то ничего по сути переговоров не просочилось за двери, кроме обычных общих слов о том, что и ЕС, и США хотят успеха Раунда Дохи. Их суть сводится к поискам путей снижения таможенных сборов для стимулирования международной торговли.

Второй пункт также не обозначил сближение сторон. ЕС и ее председатель в текущем полугодии, канцлер Германии Ангела Меркель придают вопросам предотвращения климатических изменений особое значение, призывая работать над сокращением выброса в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект. Президент США Джордж Буш считает это бессмысленным и уповает на новые технологии, которые позволят этого добиться. Последним его увлечением в этом плане стало биологическое топливо. Тем не менее, вашингтонские переговоры позволили заметить небольшой сдвиг в американской позиции: США стали признавать, что климатические изменения все-таки действительно вызваны деятельностью человека в том числе. Это в ЕС воспринимают уже как большую победу.

Теперь стороны уперлись в необходимость обеспечить участие в борьбе с вредными выбросами быстро развивающихся стран. Если мы остановим промышленность и не будем выбрасывать газы, приводящие к парниковому эффекту, то всю нашу экономию сведет к нулю своими выбросами Китай, сказал Дж.Буш.

Очевидно, что на этой встрече обе стороны не хотели схваток по самым болезненным вопросам для данного аспекта трансатлантического диалога, стремились избежать обострения и даже конфронтации.

Андрей СЕМИРЕНКО

Соглашение об Открытом небе предполагает:
– европейские и американские авиакомпании смогут перевозить пассажиров и грузы без ограничений между любым городом США и ЕС, а также в третьи страны и из них. До сих пор такое право действовало между США и 16-ю странами Союза из 27-ми;
– отменяется ограничение на установление совместных общих цен на трансатлантических маршрутах, хотя американские компании не смогут делать это на внутриевропейских маршрутах;
– авиакомпании получают право заключать соглашения о франчайзинге и использовании торговых марок вместе с другими, использовать совместные рейсы с компаниями США, ЕС и третьих стран;
– европейские инвесторы не смогут иметь больше 25% голосов в американских компаниях и более 50% их капитала, хотя каждый отдельный случай будет изучаться отдельно. ЕС оставляет за собой право вводить такие же ограничения для американских инвесторов на европейских авиалиниях;
– будут координироваться меры обеспечения безопасности в аэропортах ЕС и США.

№5(11), 2007

№5(11), 2007