Главная > Дневник событий > Политика > Председатель призвал разорвать бюрократические удавки

Председатель призвал разорвать бюрократические удавки

image_pdfimage_print

первом обращении к депутатам Европарламента, сильно напоминающем по содержанию (но не по стилистике) послание к нации американских президентов, глава Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу обозначил болевые точки и приоритеты своей команды. Он подчинил логику своей речи одной задаче: продемонстрировать «заточенность» исполнительной ветви наднациональной власти на восстановление экономического роста в зоне 27 стран Союза.

Выбранная им тональность была оптимистичной, почти благостной, что едва ли вызывает удивление. «Реальный рост экономики в этом году превысит изначальные прогнозы, – объявил глава исполнительного органа власти Союза. – Безработица, хотя ее уровень по-прежнему недопустимо высок, перестала увеличиваться. Понятно, что неопределенность сохраняется, так же как и риски, причем не в последнюю очередь они привносятся извне ЕС».

Хотя он громко опечалился, что незанятых общественно полезным трудом европейцев все еще чересчур много, но успокоил депутатов тем, что послекризисное «восстановление набирает темпы, хотя эти темпы и разнятся от одной страны к другой». При этом он призвал всех по достоинству ценить те преимущества, которые имеются в союзе нерушимом, а именно, единый рынок – «это важнейшее достояние всей Европы, однако мы не пользуемся этим в полной мере».

В одно и то же время, когда Ж.М.Баррозу объяснял евродепутатам особенности «текущего экономического момента», министры финансов 27 стран заседали, чтобы выработать единую политику в отношении банковской сферы, что подразумевает одно: усилить механизм регулирования финансовых структур вне зависимости от формы собственности. Можно не сомневаться, что у министров есть негласный мандат от граждан Союза на усиление государственного и надгосударственного контроля за банкирами, чей имидж сильно пострадал от глобального кризиса – значительная часть жителей как Старого, так и Нового Света возлагает именно на них вину за безудержное своекорыстие, ставшее одной из главных причин кризиса.

Показательно, что в речи председателя одновременно звучала мысль о зарегулированности условий существования малого и среднего бизнеса: «бюрократические удавки их душат». Еврокомиссия выдвинула ряд предложений, которые позволят этим компаниям экономить порядка 38 миллиардов евро ежегодно. Баррозу сформулировал и подход Еврокомиссии к развитию реального сектора экономики: «Стимулировать инновации, убрать бюрократические препоны и растить высококвалифицированную рабочую силу – такими способами можно гарантировать то, что европейская промышленность останется в мире на передовых рубежа».

Послание было воспринято членами Европарламента положительно, но были нюансы в оценках убежденных евроархитекторов и неизбежное ворчание неизбывных несогласных. Михал Камински, возглавляющий фракцию европейских консерваторов и реформаторов, выразил недовольство призывом пополнить казну сообщества за счет денег налогоплательщиков, указав на необходимость всем структурным подразделениям ЕС начать экономить. М.Камински ехидно заметил, что, мол, Баррозу прав, называя нынешнюю ситуацию «моментом истины» – «но не пора ли разобраться с истиной о том, почему Евросоюз такой непопулярный».

Не сговариваясь, эту тему подхватила Гленис Уилмотт, старшая в группе британских лейбористов в Европарламенте, попенявшая главе Комиссии за то, что тот «сосредотачивается на проблеме свободных рынков и ничем не ограниченной дерегуляции, забывая о более широких интересах европейских граждан». По ее мнению, такой подход делает совершено бесполезными любые попытки «вернуть утраченное доверие» Евросоюзу.

Самым непримиримым оказался Найджел Фараж, член британской Партии независимости, записной и патентованный евроскептик, отказавший Баррозу в праве претендовать на лавры Барака Обамы. Но вовсе не по причине менее экспрессивного ораторского стиля, и лишь потому, что «есть фундаментальная разница: Обама выбран избирателями, а вы – нет».

Ясно, что нет ничего противоестественного в разноголосице мнений под крышей страсбургского дома Европарламента, в том числе и в выпадах, носящих личностный характер. Да и Баррозу не привыкать: достаточно было видеть выражение его лица в новостном сюжете «Евроньюс», когда он выслушивал словесные эскапады Даниеля Кон-Бендита, экс-вожака студенческого бунта во Франции в 1968 году, по поводу тяжкой доли цыган или по иному поводу, или вовсе без повода. Баррозу, несущий свой крест уже второй срок, внимал постаревшему бунтарю с терпеливым снисхождением прозорливого волхва…

Владимир МИХЕЕВ

№9(47), 2010

№9(47), 2010