Главная > Дневник событий > В фокусе > Прощай, банковская тайна для ЕС!

Прощай, банковская тайна для ЕС!

bank-taina
image_pdfimage_print

На встрече в Люксембурге министры экономики стран ЕС договорились о введении автоматического обмена информацией между налоговыми ведомствами «двадцати восьми». Теперь подлежит раскрытию информация о получаемых клиентами банков дивидендах, доходах с капитала и других форм финансовых доходов. Таким образом, с 2017 года внутри Союза (в Австрии – с 2018 года) для его граждан, по сути, прекращается действие банковской тайны. Реформа должна, по оценкам, принести дополнительных налоговых поступлений на 2,5 миллиарда евро.

На граждан других стран эта мера не распространяется.

Австрия добилась отсрочки на год, убедив в наличии у нее технических проблем. Люксембург согласился перейти на общий режим, в том числе, потому, что вводится единый для всех стандарт, а Еврокомиссия гарантирует пересмотр в этом ключе всех соответствующих соглашений с третьими странами.

Это решение завершает цикл, начатый в 2005 году, когда повели речь о необходимости ограничений банковской тайны. Тогда предусматривался обмен информацией между странами ЕС о движении сбережений. Исключения добились Австрия и Люксембург, которые в обмен на это согласились облагать 35-процентным налогом доходы вкладчиков-нерезидентов. Можно сказать, что сохранение анонимности покупалось за треть финансового дохода.

В 2008 году в ЕС начались разговоры об усилении борьбы с уклонением от уплаты налогов за счет ссылок на банковскую тайну. В 2013 году разразился скандал, разоблачивший наличие 130 тысяч тайных банковских счетов, что побудило европейские правительства создавать единую систему обмена информацией для налоговиков. Однако это требовало, во-первых, подключения к будущей системе австрийцев и люксембуржцев, а, во-вторых, присоединения Швейцарии и европейских карликовых государств, традиционно привлекающих средства нерезидентов всеми способами – Андорры, Лихтенштейна, Монако и Сан-Марино. Двусторонние соглашения с ними будут подписаны до конца 2014 года.

Сложнее всего было договориться с Берном. Одновременно с согласованием всех параметров реформы внутри ЕС, в Люксембурге была подписана совместная декларация с министром экономики Швейцарии Эвелиной Видмер-Шлумпф. В ней регулировались все спорные вопросы по вопросам налогообложения.

Министр экономики председательствующей ныне в ЕС Италии Пьер Карло Падоан назвал люксембургские договоренности «подлинным прорывом», поскольку этот шаг «позволит бороться с уклонением от уплаты налогов во всемирном масштабе».

«Принятые меры ведут к полной прозрачности налоговой системы в ЕС, – считает член Европейской Комиссии Альгирдас Семета, ответственный за налоговые вопросы. – В ЕС больше нет банковской тайны».

Светлана ФИРСОВА

Кстати

Президент Ассоциации банков и банкиров Люксембурга (АББЛ) Ив Маас признает, что с новыми европейскими директивами вырастут расходы банковских структур страны, что снизит рентабельность этих учреждений.
В интервью газете «Ворт» он отметил, что «цена, которую придется платить за регулирование, становится огромной и положение не изменится в будущем».
Вместе с тем И.Маас доволен результатом переговорного процесса, который завершился фактическим отказом от банковской тайны для граждан стран ЕС. В нем вводится единый стандарт для обеспечения налоговой прозрачности: «АББЛ всегда выступала за единый стандарт по налоговой отчетности и информации». Соседство разных систем запутывает работу и удорожает ее.
По его словам, люксембургские банкиры считают правильным, что политическое руководство страны не стало добиваться, по примеру Австрии, отсрочки для внедрения новых норм обмена налоговой информацией с партнерами по ЕС. Одновременный переход на эти стандарты в 2017 году будет играть на руку репутации Люксембурга как финансового центра, над улучшением которой страна особенно активно работает последние полтора года.

№10(92), 2014