Главная > Дневник событий > Нововведения > Символы веры: паранджа и… свастика?

Символы веры: паранджа и… свастика?

image_pdfimage_print
Французский президент Николя Саркози и его партия Союз за народное движение провели через парламент резолюцию, в которой религиозное предписание носить паранджу признано «нарушением республиканских ценностей». В голосовании не участвовали «красные» и «зеленые». Но социалисты из оппозиции поддержали правых.

В предлагаемом законопроекте предполагается, что никто не сможет появиться в общественных местах в одежде, которая «скрывает лицо». Нарушителя ждет штраф в 150 евро. Правда, есть различия в подходах. Социалисты хотят ограничить запрет на ношение паранджи только общественными и торговыми учреждениями и транспортом, в то время как саркозисты хотят запретить появляться в таком виде даже на улице.

В резолюции содержится призыв «использовать все средства, чтобы обеспечить эффективную защиту женщин, которые подвергаются насилию и давлению, в том числе тех, кто вынужден носить покрывающую тело и лицо вуаль против воли». Саркози давно уже заявлял, что паранджа «унижает достоинство женщин».

Необходимо обозначить масштабы явления: по статистике, одежду, закрывающую лицо, во Франции носит около двух тысяч женщин.

В любом случае, независимо от значимости этого проявления религиозной самоидентификации это тема горячо обсуждается в обществе. Тем более что Государственный совет Франции не поддержал проект закона. Члены Госсовета постановили: «Полный и всеобщий запрет на ношение паранджи не имеет никаких неоспоримых юридических оснований» и «вызывает сомнения с точки зрения конституционности и законности».

В этой связи французская «Фигаро» напоминает, что Европейский суд по правам человека утвердил принцип «личной автономии», что означает: каждый гражданин может свободно и беспрепятственно жить в соответствии со своими убеждениями, в том числе и религиозными.

Французские сенаторы планируют обсуждение законопроекта только в сентябре, так что в ближайшие месяцы будет еще поломано немало копий. Исход инициативы Саркози неясен. Очевидно, что на мнение французов никак не повлияло решение в соседней Бельгии.

В этой стране в апреле парламент проштамповал закон, запрещающий ношение в общественных местах, в том числе на улице, в учебных заведениях, ресторанах, спортзалах «одежды или головного убора, которые полностью или частично скрывают лицо, не позволяя идентифицировать человека». Показательно, что нигде в тексте нет расшифровки, о каком элементе одежды идет речь, ни разу не сказано, что подразумевается паранджа или никаб. Кстати, что касается головного платка хиджаба, то его позволительно надевать мусульманкам и носить, где угодно (за исключением нескольких учебных заведений).

Принятие бельгийского закона почти совпало по времени с опросом, проведенным Институтом общественного мнения IMAS в Австрии. Его результаты должны заставить задуматься руководителей Евросоюза: больше половины опрошенных (54%) видят в исламе угрозу лично для себя, а три четверти не верят в возможность интеграции мусульман в австрийское общество. Более того, 71% австрийцев открыто признались в том, что считают ислам не совместимым с западными концепциями демократии, свободы и толерантности. В Европе, где некогда десятилетиями бушевали религиозные войны, обозначился, новый конфессиональный водораздел.

Кстати
Тем временем суд в литовской Клайпеде оправдал местных нацистов, пронесших по улицам свастику. Суд счел, что свастика не есть символ фашизма и Третьего рейха, а символ солнца, который является «историческим наследием Литвы». Защита показала документы  министерства культуры о том, что на найденных в Кярнаве древних кольцах, брошах, браслетах имеется свастика.
Мильвидас Юшкаускас, свидетель защиты, заявил тогда: «Это не нацистские атрибуты, а ценные символы культуры балтов – древние знаки наших предков, которые позднее у наших предков присвоили и вероломно использовали другие народы. Они символизируют не фашизм, а устройство вселенной!» Суд, так получается, согласился с доводами о том, что свастика-де отражает «устройство вселенной», она придумана древними балтами, а затем была «вероломно использована другими народами».

Владимир МИХЕЕВ

№5(44), 2010

№5(44), 2010