Поспешая медленно


Дипслужба ЕС формируется недостаточным темпом

Даже сдержанные и деликатные европейские дипломаты начинают роптать по поводу недостаточной, по их мнению, активности Высокого представителя по международным делам и политике безопасности ЕС баронессы Кэтрин Эштон на международной арене, а также в работе по созданию единой внешнеполитической службы Союза. При этом, однако, они признают, что формирование гигантской структуры, в которой будут задействованы 5 тысяч чиновников из 27 стран в Брюсселе и в 136 государствах мира – важнейшая беспрецедентная задача, решить которую весьма не просто. Достаточно сказать, что эта служба станет главным партнером для России, США и Китая: именно с ней предстоит взаимодействовать на постоянной основе Москве, Вашингтону, Пекину, а также десяткам других столиц влиятельных стран.

Аналитики предсказывают, что формирование общеевропейского дипломатического ведомства завершится не ранее чем через семь лет. Европейская служба внешних действий (ЕСВД) вберет в себя соответствующие функции Европейской Комиссии, Совета ЕС и национальных дипломатий; при этом она должна учитывать «географический баланс», то есть, раздать «всем сестрам по серьгам», не обидев даже малые страны-члены ЕС… Создание и деятельность ЕСВД будет поглощать миллиарды евро, которыми предстоит распоряжаться госпоже Эштон. Все это делает ее одной из самых влиятельных фигур не только в Брюсселе, но и на мировой арене.

За что же конкретно критикуют британскую баронессу нетерпеливые дипломаты и журналисты?

Пожалуй, самое серьезное обвинение – в замедленной реакции на вызовы быстро меняющегося мира. «Сегодняшние международные решения станут определяющими на ближайшие 10-15 лет, – поделился своими мыслями с французской газетой «Фигаро» неназванный европейский дипломат в Брюсселе. – Окружающий мир изменяется очень быстро, и никто не станет нас дожидаться».

Масштабная организационная работа, ведущаяся к тому же в условиях цейтнота, вовсе не должна, считают во многих столицах, препятствовать главе МИДа ЕС участвовать сегодня в наиболее важных мероприятиях. Ее отсутствие на некоторых встречах называют «скандальным» и, как не без иронии отмечала мадридская газета «Мундо», правительство Испании «выделило госпоже Эштон самолет для визита на Гаити после землетрясения, чтобы оттуда доставить ее прямо в город Кордобу на неформальную встречу министров иностранных дел ЕС. Иначе существовал риск, что баронесса уклонится от поездки… Ведь незадолго до этого она проигнорировала совещание министров обороны в Пальма-де-Майорка, что было расценено как беспрецедентный жест представителями Испании, Франции и Нидерландов». В свое оправдание К.Эштон сослалась на очень важную политическую встречу в Лондоне в это же время. В ответ газета цитирует одного из европейских дипломатов: «Она нарушает положения Лиссабонского договора, требующего ее присутствия на таких встречах». А шутники утверждают, что британка попросту боится летать на самолетах.

Недовольство низкими темпами формирования дипслужбы ЕС выражают в Германии. Между тем, в ближайшие годы Европейская Комиссия намерена по-прежнему использовать сеть постоянных представительств ЕС за рубежом, укрепив ее за счет нескольких сотен дипломатов из стран-членов Союза.

По мнению политиков в ряде столиц Европы, назначение К.Эштон на созданный пост было ошибкой, поскольку она слишком послушна Еврокомиссии, так как ранее входила в этот исполнительный орган, курируя вопросы торговли. Поэтому возникает риск того, что правительства «двадцати семи» и впредь не смогут ощущать себя реально представляемыми посольствами ЕС за рубежом.

Александр СОКОЛОВ

№4(43), 2010