Главная > Дневник событий > Политика > Бельгия: снова вакуум власти?

Бельгия: снова вакуум власти?

image_pdfimage_print
Назначение бельгийского премьер-министра Хермана Ван Ромпея председателем Европейского Совета не вызвало большого ликования в политических кругах его собственной страны. Его уход с национальной политической сцены оставит вакуум в руководстве Бельгии, который трудно будет восполнить.

Почему? Надо вспомнить политический контекст, при котором назначенный первый президент ЕС (так для простоты называют этот пост) возглавил бельгийское правительство. Он стал компромиссной фигурой, позволившей преодолеть затяжной политический кризис, череду частых отставок правительств, закреплявших раскол между фламандцами и валлонами – двумя основными национальными общинами страны.

Его предшественник Ив Летерм (несмотря на французское звучание имени и фамилии, он представлял умеренно националистические силы в рядах фламандских христианских демократов) дважды не смог создать эффективно работающие и стабильные правительственные коалиции. Он покинул свой пост вынужденно, поскольку был затронут финансово-юридическим скандалом, связанным с обстоятельствами продажи бельгийского банка «Фортис» французской финансовой группе БНП-«Париба». С тех пор правосудие отвело от него все подозрения, а в нынешнем составе кабинета министров И.Летерм занимает пост главы МИДа.

Х. Ван Ромпей, возглавлявший нижнюю палату бельгийского парламента, оказался фигурой более гибкой, способной искать и находить компромиссы, не делать резких движений и не допускать ляпов на публике. Его предшественник, кстати, славился своими оговорками, самой громкой из которых стала путаница между гимнами Франции и Бельгии!

Именно эти качества нынешнего бельгийского премьера, судя по всему, сыграли решающую роль и в его избрании на пост президента ЕС, которому в первую очередь придется заниматься как раз поиском компромиссных решений, находить все более незаметный общий знаменатель между интересами стран Союза. Утверждают, что его кандидатуру выдвинула Франция, которая уговорила другого тяжеловеса в ЕС – Германию поддержать бельгийца. Кстати, канцлер Ангела Меркель обратила на него внимание в период переговоров о продаже американцами из «Дженерал моторс» их германской дочерней компании «Опель» канадско-российскому консорциуму. Как все помнят, сделка была заключена, но в последний момент американцы отказались продавать компанию. Но сейчас не об этом. В разгар переговоров, когда обсуждались перспективы сокращений и даже закрытия филиалов «Опеля» в разных странах, в том числе в Бельгии, Х. Ван Ромпей не пошел на политическую эскалацию в отношениях с Германией, хотя на кону стояли тысячи рабочих мест в его стране. Госпожа Меркель оценила…

Но вернемся на бельгийскую политическую кухню. Уход нынешнего премьера делает наиболее вероятным кандидатом на его нынешний пост как раз И.Летерма. Он остается популярным во Фландрии, что подтвердили муниципальные и европейские выборы лета 2009 года. Он возглавляет крупнейшую партию страны – фламандских христианских демократов. Зато франкофонные валлоны вновь испугались оживления усыпленных было Х. Ван Ромпеем межобщинных склок и нового витка политического кризиса. В любом случае, бельгийскому политическому классу придется вновь показать образцы гибкости и готовности к компромиссу, чтобы сохранить хрупкое равновесие, позволяющее сберечь единство этой небольшой страны.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№11(38), 2009

№11(38), 2009