Каждый за себя?

image_pdfimage_print

Финансовые неурядицы начинают влиять на политику

Финансовый бизнес, увы, никогда не станет таким, каким он был до нынешнего глобального кризиса – процветающим, быстро и легко приносившим огромные доходы. С этим выводом, похожим на приговор, соглашаются сейчас не только большинство аналитиков рынка, но и многие банкиры, владельцы инвестиционных компаний и брокерских контор в Европе.

Конечно, им можно только посочувствовать, ведь очень больно падать с освоенных финансовых вершин на грешную землю. Но если бы последствия всемирной депрессии и рецессии ограничивались лишь потрясениями в этой важной области современного капитализма…

Уже сегодня очевидно, что кризис, как некая опасная зараза, распространяется не только вширь, но и вглубь. Это оборачивается серьезными долгосрочными последствиями для многих сторон деятельности, да и образа жизни людей практически на всей планете.

Среди финансовых последствий – вынужденная «перенастройка» мировой валютной системы, ослабление одних и укрепление других валют, резкое изменение обменных курсов и их закрепление на непривычных пока уровнях (разговоры о необходимости создания единых мировых денег, судя по всему, в обозримом будущем так и останутся благим пожеланием).

Еще недавно зона единой европейской валюты казалась спасительной гаванью для успевших укрыться в ней стран. Но сегодня и 16 государств, отказавшихся от национальной денежной единицы в пользу евро, начинают ощущать удары стихии. Причина, среди прочего, – падение спроса на импортные товары из ЕС со стороны таких крупных рынков, как Великобритания и США. При этом макроэкономические показатели особенно быстро ухудшаются в пяти странах зоны евро – в Ирландии, Испании, Греции, Италии и Португалии.

Тем временем, в Европейском Союзе кризис уже начинает оказывать все более заметное влияние и на политику.

Прежде всего, финансовый шторм всколыхнул дремавшие доселе протекционизм и экономический национализм. Нет, в этом интеграционном объединении пока никто не провозгласил лозунга «Спасайся, кто как может!», но все же…

Все же кризис порождает новую брешь в отношениях между «старой» и «новой» Европой (первая возникла из-за противоположного отношения стран-ветеранов объединения и восточноевропейских новичков ЕС к войне США в Ираке). А теперь председательствующая в Союзе Чехия обрушилась с критикой на правительство Франции за нарушение правил внутреннего рынка. Причина – стремление Парижа поддержать крупнейших французских производителей автомобилей – на эту цель решено выделить займы на сумму 6 миллиардов евро, при условии, что эти компании сохранят численность своих рабочих на родине и не станут переносить часть производства в Чехию, Словакию и Румынию, где действуют заводы «Рено» и «Пежо-Ситроен». Такие же меры считает вполне подходящими в сложившейся ситуации и правительство Швеции, а вот власти Германии и Италии при выделении помощи не сделали различий между своими автопроизводителями и их сборочными заводами в Восточной Европе. Все это происходит на фоне рекордного за последние 20 лет падения продаж автомобилей в Европе: только в январе этот показатель достиг уже 27%!

Французы поспешили отвергнуть обвинение в протекционизме и сослались на необходимость сохранить рабочие места на национальном рынке в условиях тяжелого кризиса. Но заявление, прозвучавшее из уст чешского премьер-министра Мирека Тополанека, фактически поддержал председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу, указавший на опасность проявлений экономического национализма. А глава правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, никого не называя поименно, высказал мнение, что «в ЕС появились тревожные симптомы антиевропейского национализма и ксенофобии, наряду с протекционистскими искушениями».

Этой перебранке предшествовали забастовка в Великобритании против использования труда иностранных рабочих и усиление протекционистских мер в отношении банковской сферы и промышленности в ряде стран ЕС. В результате Чехии, как нынешнему председателю Союза, пришлось созвать внеочередную встречу «двадцати семи» на высшем уровне в Брюсселе для обсуждения за закрытыми дверями срочных антикризисных мер. Второй внеочередной саммит намечен на май, когда будет рассматриваться обостряющаяся проблема безработицы. Даже по консервативным прогнозам, число безработных в ЕС за текущий год увеличится в среднем с 7 до 9,5%, а в Испании даже приблизится к 19%.

Между тем, европейские наблюдатели отмечают, что ответ «двадцати семи» на проявления кризиса становится все более фрагментированным, тогда как совместные меры были бы гораздо эффективнее. А некоторые аналитики-пессимисты даже предсказывают, что рецессия такого масштаба способна не только разъединить «старую» и «новую» Европу, но и вообще привести к распаду ЕС, как это произошло сравнительно недавно с бывшим Советским Союзом. Как бы то ни было, но почти все ожидают неизбежную «горячую весну» – массовых выступлений трудящихся в защиту своих прав. Впечатляющие «репетиции» уже состоялись в Великобритании, Франции, Греции, Латвии и Литве.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

Кстати
Еще недавно это казалось невероятным: европейская компания протягивает руку помощи терпящему бедствие американскому гиганту – одному из представителей «Великой детройтской тройки», автомобильному концерну «Крайслер»! Однако нынешний глобальный кризис, похоже, радикально изменит табель о рангах в мировом автомобилестроении, и не только.
Руководство итальянского ФИАТа, которому не так давно удалось совершить чудо – возродить эту, казалось бы, обреченную компанию со славным прошлым, предложило находящемуся на пороге краха «Крайслеру» выгодную сделку. Она предусматривает создание стратегического альянса двух автопроизводителей путем обмена 35% акций банкрота на итальянские экономичные технологии и платформы для налаживания в Америке выпуска мини-автомобилей, пересаживаться на которые, как надеются стратеги альянса, жителей США неизбежно вынудит экономический кризис. Будущее совместное предприятие должно также позволить продукции «Крайслера» более весомо присутствовать на рынках Латинской Америки и Европы, а малолитражкам ФИАТа с помощью дилерской сети гиганта закрепиться на североамериканском рынке.
Нужно ли говорить, что владельцы контрольного пакета акций «Крайслера» ухватились за это предложение, как утопающий за соломинку? Ведь, получив от администрации США срочный заем на 4 миллиарда долларов, компания должна в сжатые сроки представить реальный план выхода из предбанкротного состояния, иначе придется вернуть деньги в казну. А вот итальянцы практически ничем не рискуют. Если американский концерн все-таки станет банкротом, то ФИАТ получит право первым приобрести интересующие его активны дряхлого гиганта. А если «Крайслер» все-таки устоит и дела пойдут хорошо, то итальянцы смогут купить еще 20% акций и установить свой контроль.
Тем временем на продажу выставлены две культовые марки европейского автомобилестроения – шведские «Вольво» и «Сааб», которые образуют целую отрасль экономики скандинавской страны. Впрочем, эти компании можно считать шведскими лишь условно: «Сааб» принадлежит американской «Дженерал моторс», а «Вольво» тоже заокеанскому «Форду», которые решили в это трудное время избавиться от неприбыльных активов. При этом находящемуся в отчаянном положении «Дженерал моторсу» необходимо сбыть небольшую шведскую фирму (производительность – 125 тысяч машин в год), хотя бы потому, что каждый проданный в США «Сааб» приносит сейчас убыток в 5 тысяч долларов. А руководство «Форда» вполне может не спеша подыскать покупателя на «Вольво», который выпускает более 450 тысяч машин в год.
Правительство Швеции предоставило помощь обеим компаниям на сумму 3,5 миллиарда долларов в виде займов и кредитных гарантий, при условии, что эти деньги не покинут пределов страны. Спасет ли это гордость шведского автомобилестроения? Европейская пресса сомневается, как и в том, что быстро найдутся покупатели. Ведь, несмотря на наличие многочисленных поклонников и фанатов обеих марок в Европе и США, «Вольво» и «Сааб» так и не смогли встать в одну линию с конкурентами – «БМВ», «Мерседесом» и «Ауди» – ни по комфорту и качеству, ни по количеству производимых машин.

№2(30), 2009