Главная > Дневник событий > Политика > Люксембург: приоритет – сохранению роли финансового центра

Люксембург: приоритет – сохранению роли финансового центра

image_pdfimage_print

Недели переговоров о создании новой правительственной коалиции после досрочных парламентских выборов, совершение всех положенных ритуалов – и в Люксембурге вступило в должность новое правительство.

Оно опирается на три политические силы – либералов, социалистов и «зеленых», возглавляет его премьер-министр Ксавье Беттель. Новая коалиция располагает в парламенте перевесом всего в 2 голоса – 32 депутата из 60. Основной оппозиционной силой (23 депутата) становятся консерваторы из Христианской социальной партии, которые руководили страной практически бессменно в послевоенные годы. Прежний премьер-министр Жан-Клод Юнкер занимал свой пост 19 лет и остается ветераном европейской политической сцены.

Новые партнеры должны были выработать компромисс в условиях, когда каждый из участников будущей коалиции имел свои приоритеты. Одни делали упор на экономические реформы, другие – на сохранение социального государства, третьи – на расширение демократической практики.

Правительственная программа, занимающая 200 страниц, в целом, позволила учесть баланс интересов. Планируется активнее прибегать к практике общенациональных референдумов для решения важных для страны проблем. Большое внимание будет уделяться выработке кодекса поведения высших должностных персон, включая министров, депутатов и других выборных лиц, высокопоставленных чиновников. Ставится задача более четкого разделения между церковью и государством, в частности, в части необходимости сохранения или отмены госсубсидий культам.

В правовой сфере правительство намерено создать Верховный суд и Национальный совет правосудия для надзора за независимостью судебной власти, а также облегчить получение люксембургского подданства.

Либеральные идеи нашли отражение в экономической части программы. Планируется сдерживание государственных расходов, чтобы к 2018 году обеспечить профицит бюджета в размере 0,5% ВВП, при этом не дав государственному долгу превысить уровень в 30% ВВП. Приоритетом в этом плане станет изменение некоторых налогов. Практически неизбежно поднимется НДС, который сейчас составляет 15%. Однако он не должен превысить 17-18%, как на Мальте или на Кипре, которых Люксембург считает в ЕС своими прямыми конкурентами в качестве финансовых центров. «Мы намерены проводить лучшую политику с меньшей тратой денег», – подытожил планы правительства в этой области Кс.Беттель. Одновременно Люксембург стремится привлечь к себе новых инвесторов и налогоплательщиков, как компании, так и физических лиц. Но в социальной сфере кабинет будет сохранять прежний режим и порядок.

Центральную роль в политике играет сохранение в Люксембурге крупного финансового центра международного уровня. Кабинет хочет улучшить юридические и налоговые рамки для финансовой деятельности, не вводить налог на крупные состояния и на право наследования, модернизировать режим ликвидации компаний, адаптировать к новым требованиям положения, касающиеся банковской тайны. Особо говорится о желании привлечь в Люксембург банки из Китая и усилить связи со странами Персидского залива.

В этой части программы отхода от линии предыдущего правительства не просматривается. На первом заседании Совета министров нового состава обсуждалась как раз подготовка к встрече глав финансовых ведомств стран ЕС, где планировалось рассмотреть налоговые проблемы, в частности, налогообложение сбережений. «Мы решили продолжить курс предыдущего правительства», – сказал новый министр финансов Пьер Граменья.

Вместе с тем, кабинет намерен выполнить обязательства по введению автоматического обмена налоговой информацией с 1 января 2015 года. При этом подтверждается требование обусловить расширение налогооблагаемой базы в рамках процедур автоматического обмена информацией тем, что Европейская Комиссия начнет переговоры на эту тему с такими низконалоговыми странами, не входящими в ЕС, как Швейцария, Андорра, Сан-Марино, Монако и Лихтенштейн. «Пока прогресса в этом направлении нет, – отметил глава финансового ведомства Люксембурга. – Комиссия не начала переговоры, в частности, со Швейцарией. В такой ситуации люксембургское правительство не может снять свои условия».

Алексей СТРАШЕВ

№12(82), 2013

№12(82), 2013