Главная > Финансы & банки > Энергетика > Германия под следствием

Германия под следствием

image_pdfimage_print

Почему? За что? Дело в том, что Европейская Комиссия поставила под вопрос германскую систему субвенционирования «зелёной» электроэнергетики и тем самым, по сути, всю программу перестройки этой важнейшей отрасли экономики. Обвинение стандартно для брюссельской практики: немецкие компании получают преимущества, нарушающие свободную конкуренцию.

СМИ утверждают, что примерно так сформулированы упрёки в письме члена Европейской Комиссии Хоакина Альмунии, которое адресовано германскому правительству. Похоже, стража свободной конкуренции особенно задевает то, что энергоемкие отрасли освобождены от выплаты дотаций на производство «экоэлектричества». А результатом этого разбирательства может стать ситуация, когда германским концернам придется платить миллиардные штрафы: у европейских защитников конкуренции это весьма распространённая «пугалка»! Да и скидки, полученные концернами, и в самом деле суммируются примерно в пять миллиардов евро.

Утешает только то, что разбирательства могут продлиться не один год: брюссельские мельницы не скоро мелют. Могут ли концерны добиться оправдания? Конечно, юриспруденция – профессия творческая, и умелые её представители могут достичь весьма многого. Тем более, что есть и другие пути. Скажем, химический гигант БАСФ устами своего пресс-секретаря уже заявил, что сделанными для него исключениями воспользуется в весьма незначительной степени, поскольку большую часть потребляемой электроэнергии производит на собственных станциях. Такое, знаете ли, натуральное энергетическое хозяйство.

И все же, неужели, предоставив концернам скидки, германские власти и в самом деле всерьез подорвали свободную конкуренцию в Европе? В письме Хоакина Альмунии утверждается, что – да, подорвали. Нарушили правила внутреннего рынка и будут привлечены к ответу. Пока же от правительства ФРГ требуют пояснений: зачем было затеяно предоставление льгот?

Честно говоря, не очень понятно, какой именно ответ рассчитывают получить в Брюсселе. Если там ждут, что власти ФРГ докажут скромные масштабы, обоснованность предпринятых шагов и отсутствие ущерба для конкуренции, то за этим, мне кажется, дело не станет: в Берлине на сей счёт есть не меньшие искусники, чем в Брюсселе. Сумеют изложить всё так, что и школьнику будет понятно: для обеспечения ничем не замутнённой состязательности нет более благотворных шагов, чем те, которые предприняло правительство ФРГ. Обе партии, входящие в правящую коалицию, с должной деликатностью по отношению к озабоченности, возникшей в общеевропейской столице, тут же объявили о готовности еще раз проверить все принципы предоставления скидок. Стало быть, нельзя сбрасывать со счетов и возможность того, что в Германии постараются отделаться вычеркиванием некоторых «исключений», а в целом дело будет замято. Конечно, пострадавшие смогут оспорить свое «изгнание из рая» в Европейском суде. Значит, опять-таки, юристы без работы не останутся…

А вот сталелитейные компании ФРГ в лице президента соответствующего отраслевого объединения Юргена Керкхофа уже показали строптивость: «Германские правила служат только тому, чтобы смягчить искажения, образовавшиеся в международной конкуренции».

Правда, надо сказать, что не только скидки потребителям электроэнергии, но и субвенции её «зелёным» производителям тоже признаны Брюсселем непозволительными. Стало быть, и гарантированные на многие годы закупочные цены на электричество, полученное из возобновляемых источников, тоже недопустимы. Самое интересное, что Х.Альмуниа в упомянутом письме сообщает: в 2002 году – 11 лет назад! – закон, предусматривающий эти льготы, уже изучался в Брюсселе и был признан непродуманным. Конечно, власти ФРГ внесли в него ряд изменений, а как же! И что это доказывает? Да ничего, кроме того, что государство способно эффективно влиять на систему дотаций и субвенций. А разве прежде об этом никто не догадывался?

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№12(82), 2013

№12(82), 2013