Селедка как она есть

image_pdfimage_print

Имеется безошибочный способ в любой компании отыскать голландца, скандинава или жителя Северной Германии. Для этого надо просто сказать волшебное слово «матьес», и вы тут же увидите, как у каждого из них загорятся глаза.

В чем секрет? Всего лишь в том, что жители приморских государств с большим почтением относятся к рыбе вообще и к селедке в частности. Правда, звания «матьес» удостоится далеко не всякая селедка, а лишь самая молодая, не достигшая способности к воспроизведению себе подобных. Собственно, и само это слово произошло от сокращенного голландского «маагдекенс хаеринг», то бишь селедка-девственница.

Но одного возраста мало. Со свежепойманной сельдью должны еще в море обойтись особым образом, изобретенным голландцем Вильхельмом Бекельзуном.

Это именно ему в 1395 году пришло в голову делать надрез между жаберными дугами и вынимать через него внутренности. Единственное, что нельзя было извлечь таким способом – это поджелудочная железа. Именно содержащиеся в ней энзимы и придают «матьес» тот неповторимый аромат, которым она прославилась. Правда, для полноты картины надо еще сложить пойманную рыбу в дубовую бочку и около пяти дней выдержать в рассоле.

Немудрено, что самые большие любители «матьес» – это голландцы, которые отмечают начало сезона – 31 мая – с такой же помпой, как национальный праздник. В этой стране для подлинных знатоков есть только один способ употребления излюбленного деликатеса: берете целую рыбу за голову и целиком отправляете ее в рот. Туда же за нею следуют репчатый лук и шнапс – и дело сделано.

В Германии филе «матьес» предпочитают есть в ином сочетании – в сметанном соусе с добавлением яблок, укропа и лука. Это называется «а ля Хаусфрауен арт» – по-домашнему.

Существенное дополнение: то, что достойно называться настоящей «матьес», можно попробовать только в начале июня. А все, что станут предлагать позже, будет, как говорится, похоже, да не одно и то же. Разница примерно такая же, как между блюдом из свежего мяса и порцией тушенки из жестяной банки.

Андрей ГОРЮХИН

№10(15), 2007

№10(15), 2007