Главная > Дневник событий > В фокусе > «Меркель, говорите громче, вас подслушивают!»

«Меркель, говорите громче, вас подслушивают!»

image_pdfimage_print

Скандал с «прослушкой» может затормозить торговый альянс США и Евросоюза

Соломинкой, сломавшей спину верблюда, явно стало раскрытие страшной тайны о прослушивании Агентством национальной безопасности США (АНБ) телефона германской бундесканцелярин Ангелы Меркель. Потомки гордых тевтонов, хранившие до последнего верность натовскому знамени, на этот раз позволили своему негодованию выплеснуться в публичное пространство – и заговорили о «глубокой обеспокоенности».

Но первоначальная реакция в столицах единой Европы на разоблачения бывшего агента ЦРУ и АНБ Эдварда Сноудена была маловыразительная и словно приглушенная демпферами трансатлантической солидарности.

Возникало ощущение, что во имя высших целей, да и просто – чтобы не выносить сор из избы, руководство Евросоюза постарается сделать вид, что ничего не произошло. А затем спустить скандал на тормозах, как в своё время это случилось после известия о «воздушных тюрьмах» ЦРУ и использования территории стран-членов ЕС в качестве временных СИЗО для содержания под арестом граждан, только заподозренных в терроризме. На этот раз сценарий, когда проглатывают язык, не повторился. Почему?

Европейские лидеры не стали заметать неблаговидные делишки ЦРУ под ковёр, скорее всего, по причине широкой огласки. Масштабное и нарочитое нарушение прав человека чужими и своими спецслужбами способно оказать негативное влияние на состояние умов избирателей в Европе, которые и без того дрейфуют в своих убеждениях и симпатиях от мейнстримовских партий и к правым, и к левым радикалам.

Более того, избиратели зачастую льнут к откровенным ультра или площадным шутам: в феврале в Италии болтологическое и нигилистское «Движение Пять звезд» бывшего комика, ставшего блогером, Беппе Грилло получило 19% голосов избирателей в Палате депутатов и 16,5% в Сенате!

На фоне возобладания охранительных инстинктов и протестных настроений демонстративное небрежение со стороны как национальных, так и наднациональных лидеров к электронной слежке и сбору персональных данных, практикуемых АНБ, могло быть истолковано как сокрытие истины и соучастие в преступлениях. Это совсем не комильфо и чревато дальнейшим снижением рейтингов и истончением остатков пиетета к власти.

Если Еврокомиссия не может идти на прямую конфронтацию и вынуждена ограничиваться «глубокой обеспокоенностью», то Европарламент более свободен в своём маневре. Его руководитель Мартин Шульц за словом в карман не лазающий, призвал депутатов заморозить на время все контакты с американскими коллегами. А это – форменный демарш.

Накануне парламентарии поддержали резолюцию, содержащую более чем прозрачный намек на то, что в свете пережитого уничижительного обращения с единой Европой они могут наложить вето на договор о трансатлантическом партнерстве в области торговли и инвестиций (Transatlantic Trade and Investment Partnership) с Америкой (см. «Пакт трансатлантической солидарности», №2(74), 2013).

Ставки чрезвычайно высоки, как отмечает мадридская «Паис». Недаром глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, лоббируя этот масштабный проект («крупнейший торговый договор в мире», – подчеркивает газета), регулярно приводит оптимистический прогноз: отмена тарифов, как сердцевина этого пакта, способна увеличить годовой ВВП США на 1,5%, а в Европе почти на 0,5%. Правда, выходит, что пакт в три раза выгоднее США.

Впрочем, далеко не все в Европе в восторге от будущего мега-альянса. Франция опасается, что под удар будут поставлены государственные льготы и преференции, которые предоставляются за счет бюджета ее кинематографической и звукозаписывающей отрасли. Сейчас Париж и ряд других обиженных столиц требуют от Вашингтона формальных разъяснений по поводу шпионажа. А он отнекивается.

В отличие от Парижа, Берлин, негодуя, предлагает не увязывать два сюжета. Пакт ему выгоден, что обусловлено экспортной ориентацией германской экономики, заинтересованной в американском рынке для сбыта своей конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции.

За исключением оазисов относительного финансово-экономического благополучия в ЕС, таких как Германия, страны южного пояса, наиболее турбулентной зоны, не возлагают радужных надежд на пакт. А потому дают выход своему гневливому разочарованию в стратегическом союзнике.

В Испании все обсуждают просочившиеся сведения о том, что АНБ при коллаборационизме местных спецслужб могло получить информацию о 60 миллионах телефонных звонков только с 10 декабря 2012 года по 8 января 2013 года (менее чем за месяц!), включая длительность разговора, номеров абонентов, а главное их местонахождение. Председатель правительства Мариано Рахой, выступая перед парламентариями, заявил, что, если сведения подтвердятся, то эти действия он находит «недостойными и неприемлемыми в отношениях между союзниками и друзьями».

В Британии, откуда благодаря смелости либеральной (в хорошем смысле) газеты «Гардиан» сноуденовская суровая правда была пущена по миру, появилось признание бывшего члена кабинета Дэвида Камерона – Криса Хуна, раскрывшего малоприглядный факт, что его, как и других членов Национального совета безопасности, держали в неведении о программе электронной слежки Tempora, аналога американской Prism. Между тем счет на перехваченные персональные данные шёл на миллионы.

Дэвид Бикфорд, один из директоров разведки (MI 5) и контрразведки (MI 6), ведавший юридическими вопросами, призвал изменить существующую практику выдачи лицензий на «прослушку». Этим не должны заниматься должностные лица из исполнительной вертикали, считает бывший рыцарь плаща и кинжала. Учитывая «разочарование скрытыми возможностями по вторжению в частную жизнь, которыми обладают британские разведывательные и правоохранительные органы», пишет Бикфорд на страницах «Гардиан», только суд должен обладать правом выдавать разрешение на слежку за гражданами.

Тем временем тень подозрений в сообщничество пала даже на спецслужбу Великого герцогства. Испанская «Мундо», ссылаясь на сведения Сноудена, сообщила, что Люксембург входит в особую категорию 19 европейских стран, с которыми установлен второй уровень доверия «Trier 2» – «Focused Cooperation». Выше статус только между англо-саксонскими странами: США, Британия, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Эти факты опровергают заявление бывшего премьера Жана-Клода Юнкера, что SREL не сотрудничает с АНБ.

После публикации в «Мундо» Франсуа Бош, поставленный во главе комиссии по расследованию деятельности SREL, подчеркнул, что это требует незамедлительной проверки и что в этом щекотливом деле правительство Люксембурга не может позволить себе допустить ошибку.

Между тем в последний день октября «Вашингтон пост» сообщила, что, по ее данным, существует еще одна программа АНБ по перехвату сообщений по оптико-волоконным кабелям, называемая «Muscular», и что всего за один месяц в январе этого года таким образом был получен 181 миллион «элементов информации», касающихся частных граждан, которые пользуются Интернет-ресурсами «Google» и «Yahoo!». Представители обеих компаний категорически отвергли намеки на их сотрудничество со спецслужбами. Как завил представитель «Google» Дэвид Драммонд, им ведомо о таких угрозах и потому они постоянно обновляют и совершенствуют систему защиты от несанкционированного проникновения.

Владимир МИХЕЕВ

Кстати
В первую декаду ноября первый комитет Генеральной ассамблеи ООН одобрил предложенную Россией резолюцию «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». Соавторами документа выступили более 40 стран, в том числе Китай, Бразилия и Египет. Это означает, что эхо не затихающего экспозе Сноудена лишает Соединенные Штаты возможности навязывать своё понимание информационной безопасности.
Любопытно, что Пакистан предложил приравнять наступательные кибертехнологии к оружию массового уничтожения, и что резолюция ООН также предлагает изучать новые угрозы информационному пространству, к которому, помимо Интернета, отнесена мобильная связь.
Итак, большинство государств согласились с российским подходом к этой проблеме: «Россия исходит из того, что соблюдение прав человека не должно противопоставляться другим важнейшим принципам международного права, таким как невмешательство во внутренние дела стран и уважение национального суверенитета».

№11(81), 2013

№11(81), 2013