Главная > Тенденции & прогнозы > Положено начало консолидации антиинтеграционных сил

Положено начало консолидации антиинтеграционных сил

image_pdfimage_print

В здании голландского парламента в Гааге в середине ноября 2013 года состоялась политическая премьера. Лидеры двух партий, которые традиционные европейские политики относят к числу экстремистских, объявили о начале сотрудничества в свете подготовки к выборам в Европейский Парламент, назначенным на весну 2014 года. Лидер французского «Национального фронта» Марина Ле Пен и глава нидерландской Партии свободы Герт Вилдерс сообщили о намерении сформировать в будущей ассамблее ЕС политическую группу. Она должна выступать против европейской интеграции в нынешнем виде и диктата Брюсселя, за жесткий контроль над иммиграцией.

Политическая цель, по их словам, «противодействие брюссельской гидре», «возвращение суверенитета народам» стран Европы. Метод достижения этого – получение достаточной поддержки на европейских выборах и формирование политической группы единомышленников. Такая группа могла бы иметь гораздо большее влияние в Европейском Парламенте, получить возможность участвовать в выработке принимаемых им решений и даже блокировать некоторые из них.

Антиинтеграционные настроения широко распространены сейчас в странах ЕС. Этому во многом способствовал финансово-экономический кризис и методы властей для преодоления его последствий, который привели к ощутимым социальным и экономическим потерям для рядовых жителей. Опросы населения показывают, что в ряде стран за партии антиеэсовской направленности готовы сейчас голосовать 20-30% избирателей!

Однако для формирования такой группы в Европейском Парламенте есть некоторые формальные условия. Необходимо располагать 25 депутатами из 7 стран. В нынешнем составе французские «фронтисты» представлены тремя депутатами, сторонники Вилдерса – пятью, их потенциальные союзники также имеют небольшое представительство. Это Партия датского народа (1 депутат), итальянская «Лига Севера» (9), партия «Фламандский интерес» из Бельгии (2), а также представители британской Партии независимости (13). Последние, однако, пока отклонили возможность взаимодействия с «Национальным фронтом», за которым тянется шлейф предполагаемого антисемитизма.

Ожидается, что на следующих европейских выборах единомышленники новых союзников могут удачно выступить также в Швеции, Австрии, Польше и некоторых других восточноевропейских странах. Вместе с тем, Г.Вилдерс и М.Ле Пен исключили возможность взаимодействия с набравшими силу крайне правыми из Греции («Хриси авги») и Венгрии («Йоббик»), поскольку считают их близкими к идеологии фашистского типа.

Франко-голландский альянс популистов не означает, что его участники близки по всем позициям. Между ними сохраняется много различий идеологического и политического плана. Голландская Партия свободы, действуя в традиционно ультралиберальной стране, например, поддерживает Израиль, союзы людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, с чем у «фронтистов» могут быть проблемы. Зато французские партнеры, опираясь на религиозную терпимость соотечественников, не ставят вопрос о запрете Корана в стране, как Г.Вилдерс. В случае расширения союза антиинтеграционных партий между партнерами может появиться много других разногласий. Но в данном случае они делают упор не на то, что их разъединяет, а на то, что объединяет.

Это беспокоит представителей господствующих политических течений в странах ЕС, которые не в состоянии предложить гражданам альтернативы, кроме затягивания поясов и свертывания социальных завоеваний. Вряд ли, конечно, набирающие силу движения смогут реально придти к власти, однако они способны набрать такой ощутимый вес, что мнение их сторонников придется учитывать власти как на уровне ЕС, так и стран-участниц.

Андрей СЕМИРЕНКО

№11(81), 2013

№11(81), 2013