Главная > Дневник событий > Иммиграция > Мальта намерена опровергнуть Мальтуса

Мальта намерена опровергнуть Мальтуса

image_pdfimage_print

Между Мальтусом и Мальтой, казалось бы, нет ничего общего. Если не считать, что оба слова начинаются на «М». Но если призадуматься…

Томас Мальтус, английский священник и учёный, демограф и экономист, выдвинул теорию, что неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. А причем тут Мальта? Это государство в Средиземноморье, которое было отдано в 1530 году в доверительное управление духовно-рыцарскому ордену иоаннитов (переименованного затем в Мальтийский орден), в ноябре 2013 года объявило о планах привлечения состоятельных иммигрантов… для пополнения списочного состава островитян, коих насчитывается всего 419 тысяч.

Установлена такса: 650 тысяч евро в качестве депозита в Национальный фонд развития. Если наличествует супруг или ребенок моложе 18 лет, то дополнительная плата составит всего 25 тысяч евро.

Мальта не боится проклятия Мальтуса. Не верит, что вслед за притоком пришельцев с тугими кошельками (эту деталь нельзя упустить) наступит перенапряжение ресурсной, в том числе продовольственной, базы и возникнут дополнительные обременения для бюджета, за которым грянет напророченный Мальтусом голод. Напротив, мальтийское руководство убеждено, что желающих обзавестись островным гражданством будет предостаточно для того, чтобы уверенно прогнозировать пополнение казны по 30 миллионов евро ежегодно.

Не волнуйтесь, заверил сограждан премьер-министр Йозеф Мускат, всех без разбора пускать не будем. Обязательное условие – проверка «на респектабельность». Этот аргумент, тем не менее, не удовлетворил оппозицию, сформулировавшую свое главное возражение: Мальту могут начать воспринимать как своего рода налоговый рай на Карибах, куда припрятывают нечестно нажитые деньги.

Опасения не безосновательны. Но нужно учитывать, что Мальта вовсе не первооткрыватель и идет в русле наметившейся в Европе еще в 2008 году, в разгар финансового кризиса, тенденции: привлекать зажиточных мигрантов на ПМЖ для оживления деловой активности и пополнения авуаров.

Ирландия до 2001 года в упрощенной форме оформляла законность пребывания на острове иностранцев, что переводили сюда свои авуары. Сейчас стало сложнее, но приемлемо: достаточно вложить полмиллиона евро в общественные проекты в области образования, здравоохранения, искусства или спорта – и получить постоянный вид на жительство.

Испания предоставляет права гражданства, вернее, подданства всем иностранцам, которые приобретают на ее территории недвижимость стоимостью не менее 500 тысяч евро (поговаривают, что хотят снизить порог до 160 тысяч евро) или приобретают государственные облигации на сумму не менее двух миллионов евро.

Венгрия скромна в своих запросах: достаточно купить государственные ценные бумаги на 250 тысяч евро и на полном основании пустить корни на земле древней Паннонии. Приманивают на историческую родину и венгров, ставших после Первой мировой войны жертвой раздела страны, в частности, оказавшихся в сербской Воеводине: достаточно представить доказательство генетических уз и продемонстрировать знание языка предков.

Кипр, по которому проехались катком экспроприации банковских вкладов, что обеспечивало становой хребет ее материально-финансового благополучия, принял решение: всем, кто потерял не менее трех миллионов евро в результате этого налёта со стороны ЕС, автоматически предоставляется гражданство. Более того, снижен и порог инвестиционного пакета, гарантирующего гражданство, с 10 до трех миллионов евро.

Британия разработала более детальную схему. Предоставление подданства происходит после двух лет, если мигрант привозит с собой на Британские острова 10 миллионов фунтов стерлингов, после трех лет – если он располагает личным состоянием в 5 миллионов фунтов, и пять лет – если он «стоит» всего один миллион. Естественно, богатеи, готовые вложить в британские банки и экономику более значительные капиталы, пользуются привилегией – им раскатывают красный ковер (fast track).

Нидерланды, как свидетельствует документ, опубликованный на сайте Европейской миграционной сети ЕС в ноябре 2012 года, готово предоставлять вид на жительство чужеземцам, у которых в наличии всего-то 1,25 миллиона евро. В этой бумаге содержится примечательная фраза: «Нидерланды получили сведения о том, что в Китае есть немало богатых людей, которые хотели бы обосноваться за рубежом и могут себе позволить «купить» право на жительство в Канаде, Сингапуре или США».

Немного статистики

В 2011 году, по данным «Евростата», больше всего иммигрантов осело и стало верноподданными «объектами» на Британских островах – 177 600 (22,7% от общего числа натурализованных иностранцев в странах Евросоюза). На втором месте – Франция с 114 584 иммигрантами; затем следует Испания – 114 599 и Германия – 109 594. Самая многочисленная этническая группа, сменившая гражданство в тот год, марокканцы (64 200, или 8,2%), которым уступали только турки (48 800, или 6,2%). Первые стали новообращенными соотечественниками Бриджит Бардо и, а вторые – согражданами Михаэля Шумахера.

Позиция Европейской Комиссии

В апреле 2013 года депутат Европарламента от немецкой партии «Союз-90»/«Зеленые» Ян Филипп Альбрехт заявил, что он «в принципе против того, чтобы страны ЕС произвольно раздавали гражданство». Депутат требует ввести единые правила получения гражданства для всех претендентов во всех странах ЕС.

Едва ли эта идея жизнеспособна. Вопросы предоставление гражданства находятся «в сфере компетенции национальных властей, каждая страна-член ЕС определяет, кто имеет прав стать ее гражданином», – заявил представитель комиссариата по внутренним делам ЕС Мишель Черконе.

При этом гражданство любой страны ЕС предполагает, что его обладатель обретает заодно и «европейское гражданство». Автоматически новообращенный едино-европеец получает право пользоваться всем набором социальных льгот, доступ к образованию и медицине, возможность трудоустройства в любой стране Евросоюза.

Вадим ВИХРОВ

Кстати
Название «Мальта» происходит от древнефиникийского malat, что означает «гавань», «убежище».

№11(81), 2013

№11(81), 2013