Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Польша: навести порядок на дорогах

Польша: навести порядок на дорогах

image_pdfimage_print

Как много общего у Польши и России! Это особенно бросается в глаза на автострадах обеих стран, на которых царят анархия и право сильнейшего, точнее – более мощного «железного коня». Да и состояние большинства самих трасс и там, и тут оставляет желать лучшего.

Статистика смертности на дорогах Польши, особенно в праздничные и выходные дни, когда многие водители злоупотребляют и алкоголем, и скоростью, заставляет содрогаться демографов: около 3500 человек погибли только в 2012 году. Это 94 смерти на миллион жителей – почти вдвое выше среднеевропейского уровня.

Большинство причин убойной цифры близки и понятны россиянам: наряду с упомянутыми злоупотреблениями и плохим состоянием дорог, это и втрое возросший за последние 20 лет автопарк, причем допотопный слишком быстро заменили скоростные машины; плохая подготовка водителей; чехарда в соответствующем законодательстве; изобилие нередко взаимоисключающих указателей на дорогах и т.п.

Польские власти решили бороться с этой бедой, ужесточая законодательство. В 2014 году парламент рассмотрит предложения правительства, среди которых – лишение водительских прав сроком на 3 месяца за превышение скорости на 50 км/час и увеличение штрафов за более мелкие нарушения до 2 000 злотых (640 долларов). Однако многие социологи считают, что у богатых людей – а именно они нередко лихачат на дорогущих машинах – такой штраф вызовет лишь усмешку. Они призывают использовать опыт Финляндии и Швейцарии, где размер штрафа зависит от состоятельности нарушителя. Поскольку сведения об уплате налогов гражданами этих стран находятся в открытом доступе, то дорожный полицейский, прежде чем выписать штраф, заглядывает в соответствующую электронную базу данных. В результате недавно в Финляндии один из богатых нарушителей был оштрафован почти на 100 тысяч евро, но этим не побит рекорд 2004 года: 190 тысяч долларов! Другие предлагают увеличить число видеокамер, полицейских и сократить максимально разрешенную скорость на 10 км/час, как это сделали во Франции при президенте Жаке Шираке, уменьшив число погибших на французских дорогах с 2001 по 2009 год на 8 000 человек.

Заслуживает внимания, уверены польские специалисты, и опыт Швеции, во избежание лобовых столкновений строящей новые дороги только с односторонним движением. А также экспериментальное оснащение «алкогольными замками» автомобилей в Нидерландах и некоторых других западноевропейских странах. Перспективным, хотя и дорогостоящим, считается также внедрение системы «Умная скоростная адаптация», действие которой основано на том, что дорожное покрытие посылает определенные сигналы, на которые автомобиль реагирует самостоятельно, в частности, препятствуя желанию водителя «давить на газ» на опасном участке.

Александр СОКОЛОВ

Кстати
Начиная с 7 ноября, европейским автомобилистам не удастся избегать наказаний за нарушения, совершенные на дорогах за пределами своих стран, но в границах ЕС: вступила в силу директива 2011 года, которую подписали правительства 25 из 28 государств. Отказались поддержать эту инициативу только власти Великобритании, Дании и Ирландии.
Таким образом, например, австриец, превысивший скорость, скажем, в Польше, получит штраф по домашнему адресу и обязан будет его оплатить в определённый срок. Аналогичные двусторонние договоры действовали и раньше, в частности, между Францией и Люксембургом, а также Швейцарией и Бельгией.
Директива ЕС обязывает подписантов обмениваться электронными базами данных на все зарегистрированные автомобили, что позволит дорожной полиции находить нарушителей. Наказывать будут за превышение скорости, езду без использования ремней безопасности, проезд на красный свет светофора, управление автомобилем в нетрезвом виде, под влиянием наркотических средств, за проезд «под кирпич», а также за использование мобильных телефонов водителями во время езды.
Главной проблемой новой директивы пока считаются неизбежные затруднения при оспаривании штрафов в судебном порядке.

№11(81), 2013