Люксембург выбрал досрочно


Значение парламентских выборов, прошедших в Люксембурге, далеко выходит за границы этой страны. Великое герцогство – один из глобальных финансовых центров, поэтому вектор его развития окажет существенное влияние на общий ход дел. К этому можно добавить, что по среднему доходу на душу населения (48 тысяч евро в год) Люксембург уступает в мире только Катару.

Октябрьское голосование было досрочным, его вызвал скандал, связанный со злоупотреблениями секретных служб. Участие в выборах приняли не только традиционные политические силы, но и новички на местной сцене. Некоторым из них, например, «партии пиратов», удалось добиться относительного успеха: чуть-чуть не хватило, чтобы провести своего депутата в 60-местный парламент.

В целом же итоги голосования показали сохранение стабильного соотношения сил между основными партиями. Однако и небольших переносов голосов оказалось достаточно, чтобы создать условия для смены коалиции.

Лидером остались христианские демократы уходящего премьер-министра Жана-Клода Юнкера: их поддержала треть избирателей. Это немного меньше, чем на прежних выборах — партия потеряла три депутатских мандата. Всего она займет 23 места в парламенте. Христианские демократы правят Люксембургом почти бессменно с конца Второй мировой войны, с перерывом на одну легислатуру в 1974-1979 годах.

Наибольшего прогресса (+4 места в парламенте) добились оппозиционные либералы. Социалистические партнеры христианских демократов по прежней правительственной коалиции сохранили свое представительство. Эти две партии получили по 13 парламентских мандатов.

Теперь многое будет зависеть от того, какие силы образуют будущую правящую коалицию. Арифметически и политически просматриваются три возможности.

Во-первых, сохранение уходящей и традиционной коалиции христианских демократов и социалистов, хотя у Ж.-К.Юнкера остался неприятный осадок от того, как повели себя партнеры в скандале вокруг спецслужб.

Во-вторых, блокирование христианских демократов с либералами, как с партией, добившейся максимального прогресса в ходе выборов. Опыт такого сотрудничества у партий в 1999-2004 годах был, однако этот период ознаменован трениями, что оставило не очень хорошую память.

Наконец, в-третьих, в ходе предвыборной кампании предлагалась коалиция социалистов, либералов и «зеленых», которая на бумаге  располагает в парламенте большинством, необходимым для управления страной. Когда пишутся эти сроки, дело идет именно к появлению такого трехпартийного правительства. Лидеру либералов Ксавье Беттелю поручено прозондировать почву на сей предмет. Судя по публичным заявлениям основных игроков, они не видят на данном этапе возможности образования кабинета в другом составе.

Если события будут развиваться именно по такому сценарию, встанет вопрос, насколько долговечной будет новая коалиция, на какой общей платформе ее участники смогут разработать правительственную программу и выполнима ли программа. Либералы из Демократической партии должны учитывать интересы предпринимательских кругов, на которые опираются, социалисты – оглядываться на профсоюзы, а «зеленые» – не терять из виду экологическую повестку дня. Как это сочетать? Нельзя исключить, что консервативные люксембуржцы, голосование которых создало условия для политического землетрясения, все же предпочтут на определенном этапе увидеть у руля опытного политика. Ж.-К.Юнкер – деятель общеевропейского масштаба, один из ветеранов политической сцены в ЕС, он очень влиятелен. Среди соперников христианских демократов нет фигур такого масштаба.

Коалиционные переговоры завершатся не сразу. После формирования нового правительства Люксембурга главной его задачей станет сохранение лидирующих позиций страны в качестве международного финансового центра. При этом она стремится отринуть имидж одного из убежищ для европейцев, укрывающихся от уплаты налогов.

Сейчас Люксембург занимает 13-ю позицию в мире среди финансовых центров, но является вторым международным центром инвестиционных фондов, уступая только США.

Клиентская база люксембургских банков, обеспечивающих до половины налоговых поступлений в казну, побуждает власти искать новые направления работы в финансовой сфере. Пока основу иностранной клиентуры составляют жители соседних стран, располагающие состоянием средних размеров, не превышающим один миллион евро. Большинство этих людей живут во Франции, Германии и Бельгии. Эти вкладчики, как ожидается, будут постепенно нормализовывать отношения с налоговыми ведомствами своих стран и возвращать средства на родину.

Перед частными банками страны встает проблема поиска новых клиентов – меньших числом, но с состояниями большего размера, не забывая при этом традиционных вкладчиков. Целевая клиентура – иностранные вкладчики 20-30 миллионов евро, проживающие за пределами ЕС, прежде всего, в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке. Делать это придется в конкуренции с некоторыми другими центрами, в том числе, азиатскими – Гонконгом и Сингапуром. Поэтому одним из главных направлений работы станет привлечение средств из Китая. На это нацелены, в частности, усилия по превращению Люксембурга в международную платформу для операций с китайским юанем.

Алексей СТРАШЕВ

№10(80), 2013