Главная > Дневник событий > Персона > Радек Сикорский видит в ЕС военную державу

Радек Сикорский видит в ЕС военную державу

image_pdfimage_print

К любому слову, произнесенному министром иностранных дел Польши Радославом (Радеком) Сикорским, отныне будет повышенное внимание. В следующем году истекает срок полномочий баронессы Эштон на посту главы внешнеполитической службы Евросоюза. И коридорные слухи, имеются в виду коридоры власти в Брюсселе, указывают на Радека Сикорского как на наиболее вероятного кандидата, способного «унаследовать ее туфли».

В начале октября информационные агентства разнесли символическую весть: главный польский дипломат «прошел курс интенсивного обучения французскому языку». Зачем? Предположение было одно: знание английского и французского считается главным условием для претендента на высокую должность, занимаемую ныне представительницей туманного Альбиона. Символично и то, что обучение Сикорского прошло в том же заведении, где в свое время подтягивала знания французского Кэтрин Эштон.

Кстати, когда поинтересовались, имеет ли Радек Сикорский амбиции встать во главе дипломатии ЕС, он ответил, что такое развитие событий не исключается, и что он «польщен» вопросом.

Таковы головокружительные перспективы человека, который в 1987 году в Афганистане сфотографировался в одеянии моджахеда с «калашниковым» в руках и который откровенно написал, что был готов убивать советских солдат. Вероятность замены Эштон на Сикорского заставляет скрупулезно анализировать его высказывания, позволяющие предугадать приоритеты и контуры внешнеполитического курса ЕС, на который невольно будут накладываться особенности мировоззрения нынешнего главы польской дипломатии.

Тем ценнее появившееся в середине октября интервью Р. Сикорского лондонской газете «Дейли телеграф». Одна из основных мыслей сводится к тому, что Евросоюз нуждается в полноформатной оборонной политике, подкрепленной соответствующими боевыми возможностями.

Вместе с рядом других стран Польша лоббирует создание эффективной военной структуры в рамках ЕС. Как полагают эксперты, малые государства Европы хотят ужать свои расходы на военные цели, переложив основные заботы на плечи Евросоюза. Эта тактика обусловлена не сошедшим на нет финансовым кризисом и введенным повсеместно режимом экономии.

В качестве аргумента Радек Сикорски ссылается на позитивный опыт взаимодействия европейских стран при противодействии «сомалийским пиратам, что позволило сократить случаи нападений на 70%».

В прошлом году, правда, инициатива форсировать создание панъевропейских вооруженных сил была встречена в штыки Британией, наложившей вето. Скорее всего, Лондон торпедирует это начинание по рекомендации Вашингтона, не желающего обрести в Старом Свете аналог НАТО, который не будет ему подчиняться. Однако логика архитекторов и стратегов единой Европы – экономическая мощь сообщества должна подкрепляться военным потенциалом – наверняка будет и дальше толкать ЕС в этом направлении.

Осознавая, что именно Британия может стать главным препятствием на пути достижения цели превращения ЕС в военную державу, Р.Сикорский отметил: «Я особенно рассчитываю на Британию, обладающую уникальными способностями, руководствующуюся здравым смыслом, способную предложить практические способы построения единой оборонной политики Европы».

Не менее любопытны и другие логические построения Радека Сикорского в обоснование этой генеральной линии. Отталкиваясь от непреложного факта, что Соединенные Штаты пересматривают свои военно-стратегические приоритеты, перенацеливаясь на Азиатско-Тихоокеанской регион, польский политик указывает на то, что Европе в будущем трудно ожидать помощи из-за океана. Необходимо будет самим… силу применять.

После вывода американских войск из Афганистана, даже если удастся договориться оставить ограниченный воинский контингент в 5000 солдат, может возникнуть ситуация, когда придется удерживать стабильность в этой турбулентной стране с помощью соседей. Радек Сикорский считает, что обеспечивать безопасность в Афганистане в этом случае должны страны, «имеющие наибольшие интересы в регионе, а именно, Китай и Россия как два постоянных члена Совета Безопасности ООН, а также Индия, которая рассчитывает получить этот статус».

Пассаж во многих смыслах примечательный. Уже потому, что между сегодняшним днем и тем моментом, когда Радек Сикорский переоделся в пана моджахеда и признавался в готовности убивать советских солдат в Афганистане, заметно пролегла историческая межа. Можно с известной осторожностью предположить, что его взгляды и далее будут претерпевать позитивные изменения. Это тем более важно, если он заполнит открывающуюся вакансию главы европейской дипломатии.

Владимир МИХЕЕВ

№10(80), 2013

№10(80), 2013