Главная > Финансы & банки > Экономика > Греция: несбывшиеся надежды

Греция: несбывшиеся надежды

econ
image_pdfimage_print

Биржевые курсы акций – известные мастера преподносить сюрпризы, в том числе и весьма неприятные. Один из них в середине октября выпал на долю премьер-министра Греции Антониса Самараса. Глава греческого правительства очень надеялся, что к концу года сможет избавить свою страну от удушающей опеки «тройки» – представителей Европейского центрального банка, Международного валютного фонда и Европейской Комиссии.

Но игра биржевых сил распорядилась иначе: проценты по греческим долгам взлетели на такую высоту – более 9% по займам с десятилетним сроком погашения – что Афинам самостоятельно с этим не справиться. А значит, придётся и дальше подчиняться суровым менторам из «тройки», которые, откровенно говоря, надоели грекам хуже горькой редьки. Даже в немецкой прессе проскальзывают – разумеется, на условиях полной анонимности – высказывания европейских чиновников, присматривающих за тем, как идут дела в Элладе. У греков все больше складывается мнение, что их страна утратила независимость и оккупирована. Преувеличение? Несомненно, но таковы уж настроения в обществе.

Однако сюрприз ожидал не одного только греческого премьера. Весьма неприятные неожиданности произошли также на биржах в Милане, Париже и Франкфурте-на-Майне. А доходность германских госзаймов упала до беспрецедентно низкого уровня.

Эксперты трактуют происшедшее как признак новой общей переоценки перспектив роста мировой экономики. Возможно, реакция и была несколько преувеличенной, но никто не спорит с тем, что она отражает риски, которые давно известны. Германская газета «Вельт» назвала это предупредительным выстрелом для тех европейцев, которые «не использовали спокойные времена, чтобы выучить уроки». Кризис евро она сравнила с действующим вулканом, извержение которого ещё не началось, но пепел и лава уже отлично видны.

Достаточно вспомнить, как председатель Европейского центрального банка Марио Драги в минувшие месяцы не раз напоминал, что проводимая им денежная политика позволяет странам зоны евро выиграть время, но вытащить их из болота неспособна. А потому двум главным кризисным странам – Италии и Франции – надо не тянуть время, а срочно проводить глубокие реформы, которые смогут вернуть их экономикам конкурентоспособность. Речь идёт о сокращении государственных расходов и тем самым – получении возможности снизить налоги.

Однако и по этому пути тоже нельзя идти бесконечно. Скажем, Германии, безусловному чемпиону Европы по проведению политики жёсткой экономии, надо начинать масштабные инвестиционные программы: экономика не сможет без конца существовать на голодном пайке.

Не то чтобы главного банкира зоны евро никто не понимал. Нет, на него просто не обращали внимания, пропуская мимо ушей то, что он говорил при каждой представившейся возможности.

Президент Франции Франсуа Олланд без конца твердил, что его стране нужно время, чтобы провести необходимые реформы. Время прошло – и где результат? (см. «Франция: удастся ли наверстать упущенное время», №9(91), 2014). Может, для составления отчёта о проделанной работе их и хватит, но для исправления положения в стране явно недостаточно. В Италии, по меткому замечанию одной из газет, скорость смены правительств значительно опережает продвижение реформ. А Германия просто гордо почивала на лаврах, удовлетворившись тем, что провела пенсионную реформу и ввела новые нормы минимальной оплаты труда. И только сейчас, когда конъюнктура стала совсем уж скверной, федеральное правительство принялось размышлять над тем, чтобы увеличить инвестирование в инфраструктуру. Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле в интервью газете «Вельт ам зонтаг» мужественно согласился с тем, что критика политики правительства, то есть в первую очередь его самого, вполне обоснована и даже произнёс нужное заклинание: «Мы должны больше инвестировать и проводить политику, стимулирующую конкуренцию». Но никаких конкретных сумм выделить не пообещал. Возможно, именно сейчас напряжённо ведутся подсчёты необходимых расходов?

Конечно, до реализации сценария «Ужас финансиста» – сокращение промышленного производства, падение цен в наиболее ослабленных кризисных странах – дело не дошло. Но для устойчивой головной боли вполне хватает и продолжающейся стагнации. Словом, для М.Драги и его коллег, похоже, наступают тяжёлые времена. Наблюдатели полагают, что давление на шеф-банкира со стороны проблемных стран будет возрастать – давай, покупай наши ценные бумаги, особенно гособлигации. Конечно, делать это придётся. Но беда в том, что одних этих закупок недостаточно и глава ЕЦБ понимает это как никто.

Но вот президент Франции, похоже, видит ситуацию иначе. Возможностей игры с бюджетом у него, в соответствии с маастрихтскими критериями (они предъявляются к участникам единой валюты) практически не осталось. Но о насущно необходимых структурных реформах он даже речь не заводит. Напротив, призывает увеличить масштабы инвестиций, чтобы улучшить конъюнктуру. Это представляется ему лучшим средством успокоить рынки. Вот только сойдёт ли ему с рук новое нарушение долговых критериев? Едва ли: в германских правительственных кругах и так уже недовольны щедрыми расходами французских соседей и будут требовать, как минимум, серьёзного плана структурных реформ.

Да и Йорун Диссельблум, министр финансов Нидерландов, возглавляющий сейчас своих коллег из стран, входящих в зону евро, на октябрьской встрече в Люксембурге тоже не упустил случая жёстко покритиковать Францию. У республики новая задолженность сейчас превысила 4,3% ВВП при допустимых 3%, и поэтому Диссельблум был категоричен: «Никаких новых исключений делаться не будет». Да тут ещё стало известно, что дефицит страхования по безработице вырос во Франции до 21,4 миллиарда евро. И это позволило голландцу проявить несгибаемую твёрдость: «Гибкость не означает, что все будет позволено!»

Андрей ГОРЮХИН

№10(92), 2014