Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Добро пожаловать в Средневековье!

Добро пожаловать в Средневековье!

image_pdfimage_print

Едва ли вы станете спорить с тем, что повседневность, в которой на долю Ивонны Янсенс выпала судьба больничной уборщицы, выглядит не особенно романтично. Но вот в выходные эта бельгийская дама 57-ми лет преображается, словно в сказке.

Роскошное ожерелье из изумрудных стразов, расшитый жемчугами льняной головной убор, кожаный кошель, полный монет из фальшивого золота, эскорт из опытных рубак, готовых по первому сигналу броситься в смертельную сечу с французскими рыцарями – перед вами герцогиня XIV века собственной персоной. А в толпе наемников – ее муж Даниэль Гранжан, 50-летний столяр-мебельщик – толстопузый, с кустистой окладистой бородой, крепко сжимающий в привычных руках всесокрушающую алебарду.

И вся эта процессия карабкается по узкой винтовой лестнице на средневековую башню, возведенную в маленьком фламандском городке Ааршоте для стражников, да еще с противопожарными целями: 700 лет назад все дома здесь строились из дерева и соломы.

Кстати, именно Даниэль и убедил власти этого городка, что им с женой можно разрешить несколько дней в неделю жить в каменной башне, позволяя вернуться в Средневековье, где они избрали для себя долю, столь разительно отличающуюся от той, что досталась им в наши дни.

«Я так горда, что могу хоть некоторое время побыть «герцогиней», – откровенничает Ивонна, стоя на фоне звериных шкур и скрещенных мечей, украшающих стены башни. – Будь у меня достаточно денег, я бы и не возвращалась в современность. Ведь XIV век – славное время в бельгийской истории». С этим и в самом деле не поспоришь: в Антверпене и Брюгге тогда торговля шла куда успешнее, чем в Париже и Лондоне, а живопись Ван Эйка была примером для подражания художников всего мира. И французские завоеватели, пришедшие в эти края, получили достойный отпор.

«Да и вообще в Средневековье жизнь была куда менее напряженной и лишенной стрессов. Не было ни этих телефонов, ни этих окаянных пылесосов…», – сетуют Ивонна и Даниэль.

Эта семейная чета вместе с группой последователей-энтузиастов основала Орден Хагеландеров, и в своем пристрастии к историческим реконструкциям они в Бельгии далеко не одиноки. В тех, кто не прочь сменить кепку и джинсы на шлем и кольчугу, недостатка в этой 10-миллионной стране сегодня нет. Некоторые, подобно Ивонне и Даниэлю, готовы даже навсегда отказаться от картофеля, помидоров и кофе, раз уж они не были известны в доколумбовой Европе. А кое-кто готов забыть даже и про морковь, которую здешняя церковь в те далекие времена считала пищей дьявола – а как же иначе, ведь целиком в земле растет! Причем речь идет отнюдь не о неудачниках, решивших переиграть не по нраву сложившуюся жизнь. Среди приверженцев Средневековья есть представители всех слоев общества и различных, вполне успешных профессий – врачи, юристы, преподаватели, чиновники.

Ну, хочется людям вернуться в те времена, когда мужчину можно было узнать не только по тому, на какую сторону у него застегивается рубашка, – и все! Да и многим женщинам давно осточертели горькие плоды равноправия и политкорректности: ведь так приятно почувствовать себя слабой и беззащитной, но окруженной надежными защитниками, умеющими держать в руках не только компьютерную мышь, но и меч.

Причем, дело далеко не в тяге к тому, чтобы занять высокое общественное положение, которого ты лишен в реальности. Поль Мальфэ, приветливый почтовый чиновник из Гента, с восторгом превращается в грубого фламандского солдата, воевавшего за Англию против Франции в Столетней войне, а потом подавшегося в мародеры. Человека, для которого не осталось ничего святого. Его жена – 49-летняя Жанна – вполне удовлетворена доставшейся ей ипостасью простой крестьянки.

Каждые выходные эта пара и их друзья, взявшие себе прозвание «Гентше гезеллен», то бишь, что-то вроде «Гентские странники-разбойники», проводят в собственноручно построенных шалашах, пекут хлеб на костре, поют гимны Деве Марии и пьют добрый глинтвейн, щедро приправленный гвоздикой, имбирем и перцем – все как в XIV веке.

Поль не скрывает, что с утра в понедельник ему требуется некоторое время, чтобы «въехать» в реальность. «До первого телефонного звонка я обычно еще остаюсь в Средневековье», – признается он. Но своему пристрастию он ни за что не изменит, клянется этот 53-летний фламандец. «В роли мародера я счастлив и свободен, могу делать все, что душе угодно и обожаю это состояние. А жена не возражает, когда я и среди недели дома надеваю средневековую одежду».

Но все же со временем не поспоришь. И потому дома у Марии Леверс, которая больше всего ценит в своем увлечении то, что оно дает ей возможность все делать собственными руками – от одежды до еды – средневековая прялка соседствует с персональным компьютером. «А как же иначе? Мы, в конце концов, не какие-нибудь полоумные, а современные люди», – говорит она.

Андрей ГОРЮХИН

№5(11), 2007

№5(11), 2007