Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Восточная мудрость на европейский лад

Восточная мудрость на европейский лад

image_pdfimage_print

Это в Европе уверены, что они лидеры. Они первопроходцы. Они всё придумали и дали другим. В действительности всё наоборот. Европейцы еще под стол пешком ходили, когда другие создавали свои культуры. Глубокие. Изящные. Изысканные. Просто они заимствовать, в отличие от других, научились виртуозно. И выдавать за свое. Заимствовать как хорошее, так, к сожалению, и плохое.

Император родился хилым, немощным и завистливым. С годами физически он окреп. Как-никак, с ним занимались лучшие устэды. Они научили его терпеть и с улыбкой переносить боль. Властвовать над своим телом и эмоциями. Наращивать мускулы и делать их гибкими и эластичными.

Они научили его многому. По-настоящему многому. Йоге. Восточным единоборствам. Глубинам философии. Искусству общения с толпой и СМИ. Презрению к прихвостням и уважению к противнику. Но не всему.

Вытравить зависть из его души, поселившуюся в ней с детства, они так и не смогли. Она пустила в ней слишком глубокие корни. Со временем зависть стала доминантой его характера. Хотя он и его советники это от всех искусно скрывали.

Зависть с годами переросла в злобу. Та, в свою очередь, в жажду неограниченной власти. Но такой по определению не существует. Власть всегда лишь иллюзия. Она держится на подобострастии слуг и приближенных. Поэтому зависть в его душе расцвела еще более пышным цветом.

Для окружающих это превратилось в непереносимый кошмар. Император всегда был не в духе. Он вечно всем был недоволен. Ему ничего не нравилось. И свое дурное настроение он вымещал на всех, кто подворачивался под руку. А под руку ему подворачивались они же – его приближенные. В дурном же настроении император пребывал всегда.

Убедившись в том, что болезнь зашла слишком далеко и на учителей больше рассчитывать не приходится, визирь, выполнявший при императоре роль премьер-министра, созвал мудрецов. В порядочном государстве всегда есть мудрецы. Во всяком случае, так было в прошлом. Им он объяснил, какая незадача случилась с императором. Объяснив, попросил помочь советом.

Мудрецы задумались – проблема была непростая – и думали целых три дня и три ночи. А на четвертую позвали к себе визиря и предложили ему сделать так.

Поставить у дверей опочивальни императора фигурки тех, с кем он сталкивался в течение дня и выражал при этом недовольство. Только в натуральную величину. И пусть утром, выходя из опочивальни, он бьет их и поносит. Император выместит на безропотных авотарах свою злобу, и дальше в течение всего дня уже не будет буйствовать. Со времени же, глядишь, станет ровен и спокоен.

Однако сколько император не пинал, сколько не бил фигурки своих приближенных, злобы в нем не убывало. Характер его к лучшему не менялся.

Мудрецы вновь надолго задумались. И думали они шесть дней и шесть ночей. А на седьмой пригласили к себе визиря и посоветовали ему сделать несколько иначе.

Поймать дикого и свирепого тигра. Посадить в клетку. Кормить впроголодь. Но только отменным мясом с кровью. Чтобы он все время рычал и бросался на прутья клетки при виде человека. И положить рядом с клеткой рогатину. Пускай, проходя мимо свирепого злобного зверя, император будет дразнить его, издеваться и насмехаться над ним. Испытываемое им чувство тотального превосходства над тигром сделает его спокойным и уравновешенным.

Но и этот план не сработал. Император лишь уверовал в свою полную безнаказанность и непогрешимость. Но нрав его от этого не сделался и на йоту менее крутым.

Мудрецы вновь задумались. Чтобы лучше думать, они отказались от еды и питья. И сидели так, пока не нашли решение.

Вместо тигра, – сказали они, – в клетку надо посадить самого богатого, самостоятельного, красивого и везучего в государстве, баловня народа и любимца женщин. Хоть один, но такой в государстве найдется. Должен найтись. Тогда император от окружающих отстанет. Ему сделается незачем вымещать на них свою злобу. Ему станет просто смешно кому-нибудь больше завидовать.

Как ни странно, умный, талантливый, богатый и преуспевающий, баловень народа и любимец женщин в государстве отыскался. Под всеобщий ропот его в клетку вместо тигра и посадили.

Народ на какое-то время, естественно, протестовать было принялся. Однако пороптал-пороптал – да и смирился. Его через какое-то время убедили, что их вчерашний кумир готовил государственный переворот. К тому же, вообще гад, подлец и сволочь. Пуще того, убийца: вспарывал длинным кухонным ножом животы понесших от него женщин и грел в них ноги. А тем, кто не поверил, либо заткнули рот, либо выслали куда подальше, либо еще как-то иначе поступили – по-восточному.

Посадили бедного лишенца в клетку, и сразу во дворце наступили тишь да благодать. Император тут же со всеми стал жить душа в душу. Сделался веселым. Разговорчивым. Общительным. Наконец-то он убедился в том, что ему нет равных. Что его власть безгранична. Что отныне ему завидовать некому.

Однако визирь всё равно не стал распускать совет мудрецов. Почему? – спросите вы. А на тот случай, если упрятанный в клетку умрет – своей ли смертью, естественной, или насильственной, или по недоразумению. Ведь второго такого умного, красивого, обаятельного, смелого, баловня народа и любимца женщин в том государстве больше не было. Соображайте.

© Н.И. ТНЭЛМ

№1(51), 2011

№1(51), 2011