Главная > Дневник событий > Германия: Победа? Безусловно!

Германия: Победа? Безусловно!

image_pdfimage_print

Но пока – промежуточная

Если у кого и были сомнения в том, что христианские демократы и их баварские партнеры придут к финишу избирательной гонки первыми, то после триумфальной победы Христианско-социального союза на земельных выборах в Баварии их не осталось. Но интрига выборов сохранялась совсем не в этом. Понятно было, что канцлером вновь станет Ангела Меркель, и в правительстве первую скрипку будет играть ХДС/ХСС. Но кого именно они пригласят в новый кабинет в качестве младшего партнера? Вот на этот вопрос и предстояло дать ответ избирателям.

Прежние партнеры христианских демократов по правящей коалиции – либералы, которые после своего 14,6-процентного триумфа на прошлых выборах умудрились в довольно краткие сроки довести партию до полного ничтожества, потерпели в Баварии болезненный афронт. Для них вопрос встал ребром: сумеют ли они преодолеть 5-процентный барьер или в новый состав бундестага не войдут. Не сумели, показав самый позорный в своей истории результат – 4,7%. Наиболее естественного своего союзника ХДС/ХСС лишился.

На обочине остались и пираты с альтернативщиками, оказавшиеся лишними на парламентском празднике жизни.

Но блестящий финальный результат христианских демократов, справедливо называемый триумфом, хотя и победа, но все же промежуточная. Да, очень лестно, что партия, правившая последние четыре года, добилась прироста поддержки почти в 8 процентных пунктов. О таком одобрении избирателями своего курса любой политик грезит в сладких снах. Даже супер-старожил германского политического Олимпа Гельмут Коль – четыре срока подряд это вам не жук чихнул! – и тот от раза к разу показывал все более низкие результаты. А тут такой прорыв. Да и 40-процентный барьер – магический рубеж, на германской политической сцене свидетельствующий о подавляющем преимуществе над всеми соперниками – преодолен впервые с 1998 года. Только тогда это сделали социал-демократы под руководством Герхарда Шрёдера. Но и у них итоговая цифра была ниже – 40,9%.

На этот раз «красные» (партийный цвет СДПГ) показали, что от позора прошлых выборов (23%) они несколько оправились, но 25,5% – это все же довольно жидкая поддержка. Однако расклад вышел такой, что для вхождения в правительство этого может оказаться достаточно. Да не просто для участия в кабинете, а для того, чтобы торговаться за посты с позиции силы.

Вы правильно угадали – большая коалиция, повторение кабинета, правившего в Берлине в 2005 – 2009 годах в первый срок Меркель.

Да, но ведь есть же еще и «зеленые»! Хотя до прежних 10,5% они не дотянули, но и 8,5% достаточно для того, чтобы сформировать с ХДС/ХСС устойчивое правительство. Этого Ангела Меркель не хочет. Пока или в принципе – знает только она.

Третью политическую силу страны – Левых (их цвет тоже красный, но они не этаблированная буржуазная партия, а кошмар антикоммунистов: организация, которую те иначе как «наследницей СЕПГ» не называют, и надо же – вышла на такой уровень!) – в команду никто не возьмет: не хватит решимости для такой утраты политической невинности.

Хотят ли социал-демократы в правительство? Опять в младшие партнеры? Да, но в оппозиции их деятельность избирателя не сильно впечатлила, и продолжать ту же игру они, скорее всего, не очень склонны. Сигналы с их стороны в предвыборный период поступали разноречивые, но все же можно было понять, что в ситуации вроде нынешней на переговоры с христианскими демократами они пойдут. А там видно будет. Их первый кандидат Пьер Штайнбрюк в правительство не войдет, сам об этом сказал, а вот Франк-Вальтер Штайнмайер в качестве министра иностранных дел и вице-канцлера – почему бы нет?

Но вообще-то раздел постов будет процедурой непростой. Содержательно позиции обеих партий различаются не настолько сильно, а по ключевым вопросам политики и экономики и вовсе сходятся. Но вот кому что достанется, это темна вода во облацех. Христианско-социальный союз после завоевания абсолютного большинства в Баварии возьмет себе три поста – отдай и не греши. Если считать ведомство федерального канцлера, то правительственных постов будет 15. Значит, для раздела между «черными» и «красными» остается 12 постов. Социал-демократы, прекрасно понимая, что их теперь на козе не объедешь, будут требовать себе минимум пять и отнюдь не самых заштатных. И что остается в удел победителям? Шесть членов кабинета (ведомство федерального канцлера возглавит человек Меркель). Это называется «за что боролись, за что кровь проливали?» Возможно, для нужных людей разделят прежние министерства или создадут новые. Но игра в коалиционный покер только начинается, и легкой она быть не обещает.

В 2005 году Меркель поймала социал-демократов на вкусную наживку, дав им восемь постов. Но на это раз такое может не сработать: «красные» потребуют пойти им навстречу в принципиальных вопросах – изменение минимальной оплаты труда, замедление роста квартплаты, какие-то аспекты европейской политики – все возможно.

И все-таки несмотря на все сложности, наиболее вероятным вариантом развития событий остается движение в сторону большой коалиции. Все прочие варианты – от «черно-зеленой» коалиции до повторных выборов остаются весьма гипотетическими.

Еще один интересный момент: бундестаг в новом составе будет более многочисленным. Причина – в особенностях германской избирательной системы. Каждый из 61,8 миллиона обладающих правом голоса имеет их аж по два сразу. Один он отдает за ту или иную партию, а другой – за прямого кандидата (кстати, для попадания в парламент партии достаточно взять три прямых мандата, что в свое время и сделали Левые, тогда еще Партия демократического социализма).

И вот тут начинаются сложности. После реформы избирательного права, предпринятой в этом году, если одна партия получит больше мест за счет одномандатников, то и другим тоже можно добавить число депутатов – в соответствии с полученным процентом голосов. Это приведет к тому, что депутатов в новом бундестаге будет не 620, а, может быть, на 20-30 человек больше. Офисов в здании рейхстага явно может не хватить.

Андрей ГОРЮХИН

№9(79), 2013

№9(79), 2013