Главная > Дневник событий > В фокусе > Страсти по Скале

Страсти по Скале

image_pdfimage_print

Дипломатические конфликты вспыхивают легко, но гасить их приходится долго и трудно. Это подтверждает нынешний кризис в отношениях между Испанией и Великобританией по поводу Гибралтара – злополучного наследия колониального прошлого.

Клочок суши площадью 2,6 квадратных мили с населением около 30 тысяч британских подданных на крайней оконечности Пиренейского полуострова давно служит яблоком раздора между двумя бывшими владычицами морей. Владением Британии Гибралтар стал в 1713 году по Утрехтскому договору. Одним из условий прекращения войны за испанское наследие стало предоставление этой стратегической территории в Средиземном море в вечное пользование Лондону. Однако в договоре оказался серьёзный изъян: он не называет, какая именно сторона, британская или испанская, контролирует воды в бухте вокруг гибралтарского порта.

По мере развития интеграционных процессов в Европе, военно-стратегическая роль Скалы, как ещё именуют Гибралтар, оказалась полностью утраченной. Сегодня эта территория привлекает многочисленных туристов, а также клиентов оффшорных компаний.

Очередной конфликт возник минувшим летом, когда власти Гибралтара принялись создавать на шельфе искусственный риф, погружая в воду бухты Альхесирас крупные железобетонные блоки. Необходимость этого они объяснили стремлением сохранить экологию морской среды и прекратить незаконный промысел испанских рыболовных судов. Мадрид немедленно выступил в защиту «законных прав рыбаков» и ответил на действия гибралтарской администрации более строгим досмотром автомобилей при пересечении сухопутной границы, что вызвало ежедневные длинные очереди. Министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсиа-Маргальо пригрозил ввести плату в размере 50 евро за пересечение границы и ужесточить налоговую политику. Гибралтар обратился с жалобой в Европейскую Комиссию. Такой же демарш предприняло и правительство Испании…

Этот клочок суши остается фактически британской колонией, и местные жители – подданные Её Величества – не раз высказывались на референдумах за сохранение статус-кво. В Гибралтаре, где используется британский фунт стерлингов, работают несколько тысяч испанцев, которые тоже пострадали от «пробок», поскольку ездят на службу каждый день.

Мадрид критикует «сохранение колонии в Европе в XXI веке» и не признает тамошнюю администрацию, но Лондон отказывается вести переговоры напрямую и парирует обвинение, напоминая, что у Испании тоже имеются два небольших анклава – Сеута и Мелилья, правда, в Северной Африке. Их давно и безуспешно пытается вернуть под свой суверенитет Марокко.

Александр СОКОЛОВ

№9(79), 2013

№9(79), 2013