Главная > Финансы & банки > Валюта > Что изжило себя – единая Европа или единая валюта?

Что изжило себя – единая Европа или единая валюта?

image_pdfimage_print

На время самых острых предвыборных дебатов в Германии тема спасения единой европейской валюты была искусственно выведена из оборота: никто из политиков не горел желанием подпрыгивать на тонком льду.

Но споры все же продолжались. В частности, в газете «Вельт» сошлись в схватке противник евро – Алан Позенер – и сторонник единой валюты – Кристоф Шильц. Каковы же их аргументы?

Сначала дадим слово тому, кто выступает за сохранение евро, но против Европейского Союза в его нынешней ипостаси. Нынешний Союз – автор предпочитает называть его ЕС-I – неизлечимо болен, ошибки, которые были сделаны при его создании, непоправимы, хотя исправить их пытались много раз. А нынешние спасители евро слишком горячо верят в «примат политики», который автор считает химерой. Поэтому политика Ангелы Меркель в этом отношении вовсе не безальтернативна. Она затягивает время, обостряет кризис и уводит от ответа на вопрос, на который отвечать придется: останется ли Европа и в будущем рыхлым конгломератом государств без единой валюты или станет тесным и прочным Союзом с единой валютой. Никаких промежуточных вариантов, по мнению автора, просто нет.

На его взгляд, все попытки создания «Европы а ля карт», в которой можно выбирать то, что нравится, а не нравящимся – пренебречь, как это сейчас происходит с Шенгеном и евро, да и со многими другими сферами, приведут к очевидному результату: конструкция функционировать не будет. Невозможно одному выбирать тесную интеграцию, другому отстаивать приоритет национального суверенитета, а третьему – пытаться устроить что-то промежуточное.

Кристоф Шильц уверен, что евро будет существовать и через 20 лет. Но единая валюта должна быть прочно сцеплена с заново основанным Европейским Союзом, в котором составляющие его государства будут связаны несравненно теснее, чем ныне. Автор называет его ЕС-II. ЕС-I он считает выполнившим свою историческую функцию. Он помог достичь примирения былым врагам и добился этого блестяще. Но у ЕС-II будет новая цель: в глобализированном мире, основываясь на общих ценностях, лучше, чем прежде проводить в жизнь политические и экономические интересы всех стран-участниц.

Твердые единые правила в большинстве областей политики, собственные источники налоговых поступлений для ЕС, единое бюджетное право, единая правовая политика, вырабатываемая, прежде всего, в Брюсселе. Пока это кошмар для многих национальных правительств, признаёт автор. Но с его точки зрения для всех государств, в том числе и для Германии, это единственный шанс и он реалистичнее, чем кажется на первый взгляд.

Нынешняя политика по спасению евро, считает Кристоф Шильц, очень скоро зайдет в тупик. Стремясь сохранить в одной лодке всех без исключения, политики непременно станут объектом шантажа, противостоять которому будет невозможно. Он ожидает, что зона евро сравнительно скоро ужмется до размеров дееспособных стран плюс Франция. А аутсайдерам будет оказана финансовая помощь, которая позволит им поправить свои дела и опять вернуться в клуб. Но тогда им уже придется согласиться с тем, что будут действовать новые контрольные механизмы, а часть национальных компетенций у них будет изъята. Тот, кто не будет входить в зону евро, не сможет стать и членом ЕС-II. Хочет этого кто-то или нет, но евро останется, а Европа определит себя по-новому, заключает Кристоф Шильц.

А что думает Алан Позенер? Да, Европа переживает глубочайший кризис и не может быть большей ошибки, чем считать его валютным кризисом. По мнению автора, это кризис европейской идеи. Просто единая валюта дала старт этому кризису и рано или поздно он её похоронит. Если в результате европейская мысль переживет возрождение из-за этой жертвы, значит, все было не напрасно, уверен Алан Позенер.

Когда пять лет назад разразился финансовый кризис, меньшинства евроскептиков, которые и так были в каждой стране, начали набирать силу и численно расти. Теперь британские евроскептики отнюдь не одиноки. И нигде эти скептические настроения не набрали такой силы и не стали такой опасностью, как в странах зоны евро, полагает автор.

«В этой «сердцевинной Европе» и оказались такое «неисправное государство» как Греция, многие «неисправные нации», такие как Италия, Бельгия и Кипр, ряд стран, экономики которых надо отправить в реанимацию – Португалия, Испания и Ирландия – не желающая реформ промежуточная держава – Франция – и самодовольная Германия, слепо движущаяся в направлении демографической катастрофы, – пишет Алан Позенер. – Общего в этой группе только то, что безработица там в среднем выше, а темпы роста в среднем ниже чем где бы то ни было в Европейском Союзе». А евро, по его мнению, вбил клин не только между странами зоны и остальной Европой, но и рассорил население разных стран самой зоны евро. Все опросы показывают, что немцев глубоко не любят в странах Южной Европы, а в самой Германии настроения против «греческих банкротов» начинают приобретать тревожные масштабы. Как Союз Европа фактически больше не существует, считает автор, возлагая вину за это на те меры по спасению евро, которые были предприняты под руководством и по настоянию Германии.

Деструктивная европейская политика Меркель основывалась на тезисе «развалится евро – развалится Европа». Но всего, чего всерьез добилась Европа, она добилась без евро – единства в Западной Европе после Второй мировой войны, создания демократических перспектив для Греции, Испании и Португалии после падения тамошних фашистских режимов, предотвращения разделения континента после распада Советского Союза. С момента введения евро Европейский Союз не сделал ничего, чтобы поддержать свою репутацию миротворца, считает автор. И если Единая Европа развалится, виной тому будет евро.

«Больше Европы» значит, по мнению Алана Позенера, больше демократии, больше свободы, больше многообразия, и да, больше государств, входящих в Союз. Тот клуб, где правила мягче, может принять больше членов, уверен он. Еще не поздно создать эту более свободную и более обширную Европу.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№9(79), 2013

№9(79), 2013