Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Украина в серой зоне между ЕС и Таможенным союзом

Украина в серой зоне между ЕС и Таможенным союзом

image_pdfimage_print

Тактика балансирования между Евросоюзом (и Западом в целом) и Россией, которую наиболее последовательно применял Леонид Кучма в пору своего президентства, приносившая вполне весомые плоды в прежние годы, смотрится ныне как ветхозаветное писание, не укладывающееся в строгий строкаж Твиттера. Умение сидеть одновременно на двух стульях становится ненужным навыком и даже чреватым падением оземь. Этот цирковой номер уже напоминает трюк с распиливанием женского тела. Старо!

Для Украины наступает момент истины, когда придется окончательно определиться: с кем идти рука об руку по жизни, а с кем просто оставаться, по возможности, добрым соседом. Формально, нынешнее руководство в этом выборе определилось. Накануне предстоящего в ноябре в Вильнюсе саммита стран «Восточного партнерства» председатель Верховной Рады Владимир Рыбак заявил, что Украина должна форсировать системные реформы, чтобы на этом форуме подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом на самом что ни на есть благоприятном фоне.

На встрече с председателем Сейма Литвы Видасом Гедвиласом спикер Верховной Рады подчеркнул, что ассоциация с ЕС – «цивилизационный выбор страны». Он подтвердил, что «именно на ассоциацию с Европейским Союзом руководство страны сделало ставку».

Среди голосов от «группы поддержки» европейской ориентации Киева в начале осени выделились своим совместным заявлением глава объединения народных партий в Парламентской ассамблее Евронест (ЕС – страны «Восточного партнерства») Яцек Сариуш-Вольски, парламентарий от Польши, и глава комитета Европейского Парламента по вопросам иностранных дел Элмар Брок, представляющий Германию.

Напомним: программа «Восточное партнерство» была спущена со стапелей в мае 2008 года – ее крестными отцами выступили Польша и Швеция. Пять лет спустя в докладе Яцека Сариуша-Вольского отмечено, что эта программа продемонстрировала крайне низкую эффективность.

В заявлении «народников», помимо прочего, записано, что «заблокировав украинский импорт, Москва начала торговую войну с Украиной», и что Россия продолжает оказывать давление на Украину, чтобы удержать ее от подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Под «торговой войной» подразумевается решение российской таможни с 14 августа более тщательно досматривать грузы с Украины. Авторы манифеста заявили, что Евросоюз является «заинтересованной стороной в конфликте», а потому должен вмешаться, встав на защиту Украины.

В преддверии вильнюсского саммита, в начале сентября, министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде заверил народных избранников, что подготовка программы имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС находится «на завершающем этапе». Министр рассказал, что, начиная с 2011 года, во всех областях Украины постоянно проводились и проводятся семинары и «круглые столы» для представителей промышленных, бизнесовых и научных кругов, где обсуждаются основные положения соглашения, его преимущества и риски.

За это время, заявил И.Прасолов, «принято 7074 национальных стандарта, гармонизированных с международными и европейскими, и 42 технических регламента, которые были разработаны на основе актов законодательства ЕС». Основная цель этих мероприятий, по его словам, – повысить «требования к качеству продукции» украинских товаров, чтобы они могли успешно конкурировать на европейских рынках.

Вместе с тем, как в Верховной Раде, так и в экспертном сообществе бытует опасение, что чрезмерный крен в сторону Евросоюза может настолько сильно скособочить внешнею политику, что приведет к более значительному ухудшению отношений с Россией, чем признается на словах. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Осторожные прагматики в Киеве указывают на то, что в условиях хронического дефицита платежного баланса и зависимости от внешних финансовых вливаний не стоит делать опрометчивых и односторонних ставок.

Правда, премьер-министр Николай Азаров заверяет сограждан, что панические слухи о надвигающемся дефолте ничем не подкрепляются и что, напротив, в стране скоро наступит финансово-экономическая стабильность. В этом плане большие надежды возлагаются на сближение с Евросоюзом, что обусловлено нахождением компромисса по широкому кругу потенциально конфликтных зон взаимной торговли.

Два года назад в украинской прессе имело хождение мнение, что удастся в рамках переговоров о создании зоны свободной торговли договориться по-хорошему: например, сохранить квоты на экспорт украинского зерна в ЕС в обмен на увеличение квот на импорт мяса. Результат пока не озвучен, что рождает сомнения в том, что ЕС готов в полной мере учитывать переживаемые Украиной экономические и финансовые трудности. В конце концов, Киев имел заведомо слабые переговорные позиции.

Команда Януковича заверяет партнеров в ЕС, что она готова за два года полностью гармонизировать свои технические регламенты и стандарты с европейскими. Достаточно ли для такой масштабной перестройки средств в украинской казне? Успеют ли за этот срок украинские власти произвести структурные реформы и модернизацию производственной базы, оставшейся во многих случаях нетронутым наследством советской эпохи?

Если допустить, что денег не хватит и в срок не уложатся, что тогда? Несоответствие экспортной продукции «Сделано в Украине» нормам ЕС будет означать, что эти товары попросту не пустят на затоваренный рынок Европы. А между тем для европейских производителей, в том числе из аграрного сектора, будет открыт свободный доступ на внутренний рынок Украины. В документе об ассоциации с ЕС прописано обязательное требование: обнуление импортной пошлины по 70% товарной номенклатуры с первого месяца после вступления соглашения в силу.

Для производителей товаров и услуг из Евросоюза, для мощных производственных корпораций, выпускающих продукцию всемирно известных марок, в частности, в области точного машино- и приборостроения, фармакологии, одежды и продовольствия, для страховых и телекоммуникационных компаний, для банков и сетевых супермаркетов, присоединение Украины сулит прямую и скорую выгоду. Все они в условиях кризиса, режима экономии и снижения покупательной способности граждан ЕС крайне заинтересованы в обретении нового, ёмкого, перспективного рынка с почти 40 миллионами потребителей.

Во многих случаях будут предприниматься усилия выдавить с украинского рынка российские компании. Иллюстрацией может служить недавний инцидент на Южно-Украинской атомной электростанции в Запорожской области. С самого начала эта АЭС функционирует благодаря поставкам ТВЭЛов из России (ТВЭЛ – тепловыделяющий элемент, основной конструктивный элемент активной зоны гетерогенного ядерного реактора, содержащий ядерное топливо. – Прим. ред.). Американцы добились от Киева разрешения заместить российские ТВЭЛы своими, производства крупнейшей в мире фирмы «Вестингауз электрик». В результате случился сбой. Американские ТВЭЛы погнулись. Для ликвидации этой аварии пришлось звать российских атомщиков, которым пришлось извлекать застрявшие чужеродные элементы. Для справки: существует рекомендация МАГАТЭ не использовать «неродные» детали в таком деликатном производственном процессе.

Безусловно, такие форс-мажорные ситуации не обязательно будут повторяться. Но понятие «упущенная выгода» может стать ходовым. Важен прецедент. Киев принял на себя обязательства по регулировани ю транзита российского газа, став участником Европейско го энергетическо го сообществ а. Это предполагает, в том числе, соблюдение директив Еврокомиссии в рамках «Третьего энергетического пакета», налагающего запрет компаниям, которые добывают и производят газ, одновременно владеть и управлять газотранспортными мощностями (трубопроводами). Как следствие, участие «Газпрома» в модернизации украинских трубопроводов потеряло всякий экономический смысл.

Внутри экспертного сообщества в Киеве нет единства по поводу баланса преимущества и недостатков ассоциации с ЕС. Некоторые полагают, что впору подсчитывать потенциальный ущерб от передачи Украиной части своего суверенитета Евросоюзу в том, что касается технических регламентов, системы государственных закупок, субсидий для отечественного производителя, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, а особенно в области торговых отношений.

Этот ущерб будет сводиться не только к неизбежному повышению протекционистских барьеров на пути украинских товаров в страны Таможенного союза (ТС) – Россию, Белоруссию и Казахстан, хотя это может обернуться прямым убытками и упущенной выгодой.

После того, как европейские товары начнут экспансию на украинском внутреннем рынке, местные производители будут искать наиболее привлекательные внешние рыночные ниши. В Европу их не пустят. В Турции они не выдержат конкуренции. В отдаленных регионах их тоже не ждут. Остается постсоветское пространство. Но с учетом опасности реэкспорта европейской продукции и демпинговых цен на украинскую продукцию, страны ТС будут вынуждены принять защитные меры.

Напротив, если бы Украина присоединилась к ТС, то к 2030 году украинский ВВП получил бы прибавку в 7%. Расширение производства товаров и услуг обернулось бы приращением 220 миллиардов долларов. Для улучшения финансового самочувствия можно было бы прибегнуть к кредитным ресурсам евразийской тройки. Нельзя не упомянуть, что с учетом инъекций из оффшоров половина всех иностранных инвестиций на Украину идет из России (общий их объем в три раза превышает деньги из Германии).

Все эти факты хорошо известны и руководству Украины, и всему политическому классу, однако решение в пользу евроинтеграции принимается не в дополнение к добрососедским отношениям с Россией и странами ТС, а в ущерб им. Политика подминает под себя экономику.

Причины многообразны. В их числе и личная заинтересованность правящих кругов в подписании не вполне выгодных соглашений с Евросоюзом: значительная часть украинских политиков и олигархов имеют недвижимость за рубежом – в Европе, там же хранят на секретных счетах свои капиталы, там же обустроили свои семьи, и там же планируют доживать безбедную старость. Для многих, чего греха таить, путь в скоробогатые был обусловлен не вполне законными сделками и прямыми правонарушениями, что делает их уязвимыми для судебного преследования в западных странах.

Судьба экс-премьера Павла Лазаренко (освобожден в США 1 октября 2012 года после пяти лет домашнего ареста и восьми лет тюремного заключения, и сразу же – переведен в тюрьму для иммигрантов) служит напоминанием всем, что западная Фемида мошенников с Востока не жалует.

Напоследок стоит напомнить, что Украина была крестной матерью «Единого экономического пространства», куда она вошла вместе с Белоруссией, Казахстаном и Россией. Киев ратифицировал этот договор, который стал частью украинской законодательной базы. Если Украина упустит сейчас свой шанс войти в ТС, то, по мнению ряда политологов, она будет лишена доступа в зону свободной торговли стран Таможенного союза, потеряет возможность участвовать в процессе евразийской экономической интеграции и лишит себя статуса самостоятельного партнера России.

Вадим ВИХРОВ

№9(79), 2013

№9(79), 2013