Главная > Открываем старый свет > Демография > Беби-бумеры, подумайте о детях!

Беби-бумеры, подумайте о детях!

image_pdfimage_print

Послевоенному поколению, известному как беби-бумеры (baby boom generation), придется умерить свои аппетиты и дать шанс на достойную жизнь тем, кто пришел и придет им на смену. Иначе быть бунту.

Так звучит выстраданное и обдуманное убеждение британца Стивена Кинга (не путать с американским «королем ужасов»), главного экономиста крупнейшей в мире финансовой группы HSBC. Кингу вовсю мерещится видение: грядет восстание детей против отцов и дедов. Видения этакого английского бунта, осмысленного, а потому беспощадного. Бунта, спровоцированного господством беби-бумеров, которые подмяли под себя всю социальную политику государства, чтобы это отвечало их интересам.

Беби-бумеры, кто спорит, это феномен. Это они куролесили на вудстокском фестивале, накачиваясь дурманом. Это они отказывались воевать во Вьетнаме. Это они придумали Интернет, айфон и айпед. Это они породили культуру массового потребления по принципу «живи сегодня, плати завтра». А потому это они несут ответственность за финансовый кризис, начавшийся с краха банков, что бездумно раздавали ипотечные кредиты тем, кто хотел жуировать «здесь и сейчас», пусть даже не располагая для этого средствами.

Ничего не ново под луной, рассуждает Стивен Кинг, отсылая современников к 1381 году, когда чума растерзала Британию, убив полтора миллиона человек и разорив самых бедных. Но верхи, они же правящие аристократические кланы, не хотели мириться с тем, что низы более не в состоянии завязываться в три узла и затягивать пояса, чтобы по-прежнему кормить через подати хозяев жизни. Верхи натравливали сборщиков налогов на нищенствующее население, и те не стеснялись в выборе способов убеждения. Как говорит Стивен Кинг, они были подобны современным «громилам с бейсбольными битами», выбивавшим деньги из несчастных.

Стоит ли удивляться, что вилланы от безысходности взялись за вилы и косы. Под водительством Уота Тайлера инсургенты расправлялись с ненавистными ленд-лордами и высшими правительственными чиновниками. Восстание считается крестьянским, но к нему примкнули городские ремесленники, священники и даже некоторые «мелкопоместные» рыцари. Примечательный факт: после подавления восстания власти не стали чинить массовых расправ, осознав масштаб и степень остервенения отчаявшихся подданных. Один из итогов: аристократия была страшно напугана, она поняла, что перегнула палку и потому на первых порах даже не пыталась взять реванш.

Сегодня, как утверждает Стивен Кинг, история, похоже, повторяется. В британском обществе и государстве всем заправляют беби-бумеры, которые постарели, многие вышли на пенсию, но продолжают контролировать процесс принятия решений (см. «Джереми Паксман: раскаявшийся инквизитор», №1(62), 2012). Система социального обеспечения сверстана под них: на их долю выпадают наиболее весомые выплаты и льготы.

В условиях не рассосавшегося кризиса это вызывает раздражение у молодых, которые вступают в жизнь и вдруг начинают понимать, что они не смогут позволить себе такого же уровня и качества жизни, как их «предки». Накопившая фрустрация уже дает о себе знать. По мнению Кинга, движение «Оккупай» (например, «Оккупай Уолл-стрит») и беспорядки в лондонских районах в 2011 году – прямое следствие системного конфликта поколений.

В своей недавней книге «Когда закончатся деньги» Стивен Кинг призывает пересмотреть все приоритеты государственных расходов. Сейчас огромные средства налогоплательщиков направляются на поддержку пенсионеров, то есть беби-бумеров, что создает опасный водораздел между поколениями. По мнению Кинга, «нужно переломить тенденцию и сосредоточиться на защите интересов молодых, которые оказываются в меньшинстве». Требуется своего рода «новый курс», постулирует известный экономист, который в книге констатирует очевидное: прежнее материальное благополучие западных стран уходит в прошлое.

Владимир МИХЕЕВ

№9(79), 2013

№9(79), 2013