Главная > Дневник событий > Персона > Возвращение Эркюля Пуаро

Возвращение Эркюля Пуаро

image_pdfimage_print

В 2014 году «невыносимый» бельгиец снова будет у всех на устах

Таинство воскрешения одного из самых колоритных из выдуманных детективов всех времён и народов случится уже в следующем году. В книжных магазинах должна появиться растиражированная фантазия английской поэтессы и писательницы Софи Ханны, получившей лицензию на оживление яйцеголового, в меру упитанного толстяка в лакированных кожаных туфлях, в жилетке, надеваемой им даже в несносную жару на месопотамских раскопках, с кошачьими глазами и высоким самомнением.

Возрадуемся: Эркюль Пуаро, своеобычный клон Шерлока Холмса, один из главных персонажей королевы детективов Агаты Кристи, закрутившей вокруг него сюжетные линии 33 романов и 51 рассказа, вернется во всем блеске своего аналитического и в меру язвительного ума в новой фабуле, изобретаемой Софи Ханна.

Это случится 93 года спустя после триумфального появления Пуаро в романе «Загадочное происшествие в Стайлзе», вышедшем в 1920 году, и через 38 лет после того, как в романе «Занавес» Агата Кристи решила завершить биографию своего детища. Теперь ожидаем реинкарнации Пуаро.

Для столь дерзкого начинания у Софи Ханна есть, по меньшей мере, три обоснования. Во-первых, ее литературное чутьё и мастерство вне всяких подозрений. Начинавшая как стихосложительница, она опробовала свое перо во многих жанрах, испытав затем нежную привязанность к криминальной драме. Софи Ханна – автор восьми произведений в жанре детектива, в частности, «Маленькое личико» (2010), «Солнечные часы» (2010), «Домашняя готика» (2011), «Полужизни» (2011). В 2004 году ее включили в список Next Generation P oets, составляемый «Обществом поэтической книги», а ее произведения вписаны в программу выпускных экзаменов продвинутого уровня по всей Британии.

Во-вторых, Софи Ханна, что называется, в теме. По ее признанию, «писать книгу о Пуаро – всё равно, что писать о ком-то, кого я очень хорошо знаю. Я перечитывала все книги о нём по несколько раз, и не стала бы брать на себя роль какого-либо другого писателя». Софи Ханна говорит, что именно Эркюль Пуаро и мисс Марпл подвигли ее на то, чтобы посвятить большую часть своего творчества именно детективному жанру. Замысел детектива она вынашивала целых два года, осознав, что никак не сможет гармонично поместить сюжетную канву в рамки современности. И тогда она надумала примерить фабулу к персонажам стародавней эпохи.

Наконец, индульгенцию на написание ей выдал обладатель всех прав на использование имени Эркюль Пуаро как бренда, – Мэтью Притчард, внук Агаты Кристи. Главным аргументом, по мнению Притчарда, который мог бы убедить его бабушку согласиться на то, чтобы оживили бельгийца, служит гарантия всплеска интереса среди читающей публики к её творческому наследию, насчитывающему в общей сложности 80 романов и рассказов.

При всей весомости этот довод меркнет на фоне рекордной популярности книг Агаты Кристи, которые вышли тиражом более одного миллиарда на английском языке и еще одним миллиардом на других языках. По тиражируемости Агата Кристи уступает только Библии и Шекспиру.

Стоит напомнить, что крестная мать Пуаро не больно-то держала его в чести. Агата Кристи называла его никак иначе, как «невыносимый» бельгиец. Она наделяла его образ такими уничижительными характеристиками, как «мерзкий, напыщенный, утомительный, эгоцентричный, малоподвижный».

Что не помешало публике сделать Эркюля Пуаро если не предметом своего обожания, то объектом крайнего живого и эмоционально окрашенного любопытства. Поклонники смакуют деталь, раскрывающую его сущность педанта: на его банковском счету всегда было 444 фунта 4 шиллинга 4 пенса.

Его кончина, оформленная в романе «Занавес» 1975 года (за год до смерти самой Агаты Кристи), стала событием резонансным, и даже «Нью-Йорк таймс» сочла необходимым на первой полосе поместить некролог: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив».

Литературный агент Джонни Геллер уверен: детективная история, что начинает прописывать в деталях Софи Ханна, станет громкой сенсацией. Писательница уже составила подробный план на 100 страницах. Дело за малым: нанизать на витиеватую фабулу персонажи, картинки, диалоги.

Любителей аутентичности и ностальгии может огорчить то обстоятельство, что среди действующих лиц не будет ни капитана Артура Гастингса, ни старшего инспектора Джеппа. Остается надеяться, что их отсутствие будет компенсировано залихватским сюжетом и достоверным обликом самого Эркюля Пуаро. Софи Ханна клянется, что аутентичность образов, ситуаций и языка будут для нее определяющими: «Я рассматриваю каждое слово, созданное Агатой Кристи, почти как священное писание, и поэтому я не позволю себе никаких вольностей».

Да, книгочеям есть что предвкушать.

Владимир МИХЕЕВ

№9(79), 2013

№9(79), 2013