Главная > Финансы & банки > Экономика > Осознанная сдержанность

Осознанная сдержанность

image_pdfimage_print

На фоне все новых и новых инициатив Европейского Совета и Европейской Комиссии по усилению наднационального контроля над финансовыми рынками и деятельностью экономических регуляторов на национальном уровне, подготавливаемых ведущими государствами-членами Европейского Союза или освещаемых ими, в экспертном сообществе не прекращаются споры по поводу того, насколько разрабатываемые меры адекватны потребностям региона. Один из ключевых вопросов – смогут ли они обеспечить повышение конкурентоспособности стран ЕС в ближайшей или хотя бы отдаленной перспективе.

Какие-то прорывные идеи или бесспорно принимаемые всеми комментарии обнаружить сложно. А вот сомнений и сомневающихся очень много. Критические высказывания слышатся со всех сторон. Предупреждений о возможных отрицательных последствиях – море. Тем не менее, государства-члены, как завороженные, продолжают придерживаться одного и того же подхода. Его суть – любой ценой добиться сбалансированности бюджета по доходам и расходам и сокращения накопленной ими неподъемно высокой задолженности.

Методы тоже не очень отличаются. Они сводятся в основном к стандартному набору мер по затягиванию поясов. В их перечень входят сокращение государственных расходов; свертывание социально значимых программ по поддержке различных групп населения; экономия на социальных гарантиях; замораживание, сдерживание или даже сокращение заработной платы в государственном секторе; повышение налогов различного типа и назначения; увеличение пенсионного возраста и т.д.

Все эти меры проводятся в жизнь последовательно, непреклонно или даже жестко, несмотря на то, что побочный эффект, на что указывают многие экономисты, может быть крайне негативным. На протяжении десятилетий достаточно приемлемые темпы роста в регионе поддерживались высокой покупательной способностью населения. Потребление стимулировало его. Оно выступало в роли основного мотора ускоренного экономического развития.

Принимаемые драконовские меры, в растерянности подчеркивают специалисты, прежде всего, бьют по потребительскому спросу. Под нож идет именно она – своего рода палочка-выручалочка – потребительская способность населения. Как следствие этого, страны ЕС обрекают себя на медленные темпы роста экономики, стагнацию и усиление социальной напряженности, которую сами же и провоцируют.

Дополнительную пищу для размышлений под этим углом зрения дают недавно обнародованные статистические данные по росту заработной платы в Германии и во Франции за 2010 год. По сравнению со странами Средиземноморья, Балкан и Восточной Европы, германская экономика чувствует себя намного лучше. Диспропорции меньше. Экономический же рост на порядок выше. Более того, Берлин сумел придать ему устойчивый характер. Безработица снижается. Колоссальное превышение экспорта над импортом позволяет наполнить государственную казну и навести порядок в бюджетном хозяйстве в разумные сроки.

Так вот Германия приступила к реализации политики сдерживания заработной платы в целом, в том числе, и в государственном, и частном секторе, начиная с 2001 года. В отдельные периоды и в отдельных отраслях регистрировалось даже ее снижение. Однако с 2006 года Берлин развернул паруса. Частные компании также поменяли галс. Заработная плата, отмечают независимые источники и французская пресса социалистической ориентации*1, вновь пошла вверх. Сдерживание было возможно только с согласия профсоюзов. После того, как экономическое положение стало выправляться, они потребовали более справедливого распределения экономических благ. В 2010 году рост заработной платы в реальном исчислении достиг 1,4% – совсем даже неплохо, по мнению населения и политиков ближайших соседей Германии по ЕС.

Во Франции экономическая конъюнктура не столь благоприятная. До благополучия на рынке труда еще, похоже, весьма далеко. Высокий уровень безработицы позволяет предпринимателям снижать издержки за счет наемных работников. Соответственно и с ростом заработной платы ситуация обстоит намного менее радужно.

Согласно обобщенным статистическим данным, в 2005-2008 годах, накануне глобального экономического коллапса, базовая заработная плата демонстрировала достаточно приличный рост – порядка 2,5-3%. Даже в проблемном 2009 году он удерживался на уровне в 2,1% в реальном исчислении. Абсолютные цифры составили 2,2%, но инфляции тогда почти не было.

В 2010 году рост базовой заработной платы в реальном исчислении упал до 0,3%*2. В абсолютном выражении он составил, вроде бы, не столь тревожные 1,8%. Но за это время инфляция вышла из-под контроля. Все потребительские цены поползли вверх. Существенно выросли они на продовольствие, подскочила плата за жилье и т.д. Стоимость бензина и других энергоносителей, например, приблизилась к докризисным значениям.

А ведь нынешнее руководство страны, напоминают политические оппоненты, пришло к власти в далеком 2007 году под лозунгами, не имевшими ничего общего с самоограничением и затягиванием поясов. Они звучали тогда так сладко и призывно: «кто больше работает, тот больше получает», «реформы будут проводиться в интересах тех, кто раньше встает», «Франция станет страной с устойчивым ростом покупательной способности населения». В эти лозунги поверили. Согласно опросам общественного мнения, порядка 76% наемных работников уверены, что они не получили достойной компенсации за то, что усиленно вкалывали, клюнув на обещания.

Разнонаправленный рост заработной платы во Франции и Германии может, видимо, послужить важным индикатором протекающих в этих странах, в целом в зоне ЕС, экономических, социальных и политических процессов. Все его значение покажет уже ближайшее развитие событий. Ведь и выборы не за горами. И кризис суверенных долгов еще полностью не преодолен.

Единственно прогнозы нельзя строить без учета изменившихся психологических установок населения. Как показывают те же опросы общественного мнения, 42% французов в возрасте 18 лет и старше уверены, что их экономическое положение ухудшится, против 42%, считающих, что они смогут и в будущем позволить себе жить не хуже, чем раньше*3. 45% не верят больше обещаниям властей, от кого бы такие обещания ни исходили. Больше половины населения все более болезненно реагируют на углубляющую пропасть в доходах между высоко и низко оплачиваемыми группами населения. 58% были бы готовы поддержать введение потолка заработной платы (такой законопроект обсуждается).

Вместе с тем, считают социологи, все больше людей отдают себе отчет в том, что на мировом и внутренних рынках конкуренция под влиянием глобализации существенно усилилась. На повышении заработной платы нельзя больше бездумно настаивать. Контроль над ней необходим для победы в конкурентной борьбе.

© Татьяна ЭНТИНА

*1 См., например редакционную статью газеты «Монд» – Le Monde, Samedi 5 fevrier 2011. – P. 1.

*2 Philippe Le Coeur. Serieux coup de frein sur les salaires en France. En 2010, les salaires de base n’ont progresse que de +0,3% en France, contre 1,4% en Allemagne // Le Monde, Samedi 5 fevrier 2011. – P. 10. Именно базовая, поскольку в начале 2010 года номинальная заработная плата с учетом сверхурочных и премиальных выросла в пересчете на одного работника на 2,9% по сравнению с 1,3% в 2009 году.

*3 Здесь и далее данные приводятся по январским публикациям авторитетных французских источников – Le barometre Viavoice de janvier pour Les Echos et France Info.

№2(52), 2011

№2(52), 2011