Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Фельдфебеля дадут в Вольтеры

Фельдфебеля дадут в Вольтеры

image_pdfimage_print

Почему Британия отвергает помилование и военизируется

Резолюция Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге о том, что позволить закоренелым преступникам, приговоренным к пожизненному заключению, умирать в неволе – это «негуманно и оскорбительно», вызвала гневное отторжение на Британских островах как у политиков, так и у граждан.

Вердикт судей прозвучал вслед за апелляцией, поданной 52-летним Джереми Бампером, который в 1985 году хладнокровно вырезал пятерых членов своей семьи, за что и получил пожизненное. Всплеск гуманизма страсбургских правозащитников позволит выйти на свободу и Питеру Мору, серийному убийце, и Дугласу Винтеру, всадившему нож в свою жену три года назад после того, как вышел из тюрьмы, куда попал также за убийство.

Отныне у преступивших закон, у тех, кто получил за тяжкое преступление или по совокупности совершенных им злобных деяний высшую или исключительную меру наказания, то есть пожизненное заключение, появляется шанс. После 25 лет допускаются пересмотр дела с реальной возможностью условно-досрочного освобождения и помилование.

Это означает, что Питер Сатклиф, более известный как «йоркширский потрошитель», душегуб, каких давно в Англии не водилось, сможет покинуть места не столь отдаленные и снова формально стать членом общества, которое его прокляло и упрятало за решетку как анти-социального элемента.

Британский премьер Дэвид Камерон заявил, что он «очень и очень разочарован» и «принципиально не согласен» с решением ЕСПЧ. Крис Грейлинг, министр юстиции, напомнил, что авторы законов о соблюдении прав человека, принимавшихся в 1950-е годы, были мотивированы желанием, чтобы чудовищные преступления Второй мировой войны, коим они все были свидетелями, не повторились. Сегодня, узнав о решении ЕСПЧ, сказал министр, они бы «перевернулись в гробах».

Кладбищенскую тему подхватил Доминик Рааб, депутат парламента от консерваторов, назвавший решение ЕСПЧ «еще одни гвоздем в гроб репутации страсбургского суда». По мнению парламентария, судьями движет «извращенная мораль», коль скоро они считают допустимым, чтобы три отъявленных убийцы могли подать иск против Британии, обвиняя ее в «негуманном обращении» за то, что общество постарались оградить от этих терминаторов, легко лишающих жизни своих сограждан.

Более того, Д.Рааб утверждал, что этот эпизод укрепит решимость тех политиков, которые уже давно поговаривают о том, чтобы вывести Британию из-под юрисдикции ЕСПЧ и выйти из числа подписантов соответствующей Европейской конвенции по правам человека. Примечательно, что министр юстиции К.Грейлинг мыслит синхронно с парламентарием: он также заявил, что лично давно подумывает об «ограничении роли» ЕСПЧ в Британии. В такой же ярости пребывал и его коллега, министр внутренних дел.

Однако в рамках Евросоюза страны-члены не могут обжаловать решения ЕСПЧ и обязаны в течение шести месяцев принять их к исполнению.

А между тем в самой Британии происходит еще один симптоматичный процесс, заставляющий заподозрить смещение ценностных ориентиров в обществе вправо, в сторону консерватизма и охранительных инстинктов. Министерство образования выдало лицензию на создание первой в стране военизированной школы, где будут преподавать отставные военные, акцент в учебных программах придется на спортивные занятия и воспитание духа состязательности, а любые проступки будут караться нещадно.

Как комментирует нововведение газета «Дейли телеграф», в школе будет царить «нулевая терпимость» в отношении нарушителей внутреннего устава. Нештатное поведение будет пресекаться на корню.

Первая школа военного образца для учеников в возрасте от 11 до 18 лет откроется в Олдэме в сентябре 2014 года. Возглавит ее… офицер в звании капитана, причем не отставник, не резервист, а армейский чин, находящийся на действительной воинской службе. Одним из кураторов, а скорее духовных учителей этой школы станет капитан А.К.Бурки, сотрудник армейского центра по подавлению восстаний, отслуживший в Афганистане. Невольно напрашивается грибоедовская фраза: «Фельдфебеля в Вольеры дам».

На сайте министерства выложена исследовательская работа, посвященная целесообразности создания военизированных школ. С одной стороны, это забота об увольняющихся из вооруженных сил офицерах: им предлагается пройти переподготовку по программе Troops to Teachers. С другой, это попытка пристроить молодых людей, которые могут оказаться в социальной категории риска Neets – вне образования, занятости или обучения (not in education, employment or training).

И всё же важнее другое: какие цели поставил перед собой кабинет Камерона созданием системы военизированных школ? Кстати, лейбористы хоть и в оппозиции, но поддерживают это начинание, предлагая собственную программу Service Schools, предполагающую участие отставных военных «для поднятия общеобразовательных стандартов».

Главная цель, как указывается в другом докладе на сайте министерства, – «популяризация характера военного человека, что позволит укрепить уверенность в себе, самодисциплину и самоуважение, при этом развивая навыки работы в коллективе и лидерские качества».

Майкл Гоув, министр образования в кабинете Камерона, провидит светлый день, когда в стране возникнет целая сеть из 102 подобных школ, которые именуются «свободными». Их зачинателями, по замыслу, должны стать сами родители, учителя и благотворительные организации. Правда, финансировать их будут из государственного бюджета, а местные власти лишат каких-либо полномочий вмешиваться в их деятельность.

Эти внешне вроде бы не связанные между собой события заставляют задуматься: что происходит в стране подстриженных газонов?

Британия всегда заявляла о себе как о прибежище вольности, куда стремились униженные и оскорбленные, где нравы подвергались либеральному размыванию (только что узаконены однополые браки), а внешняя инакость воспринималась как допустимое чудачество.

Вместе с тем у части британской нации, для которой английский является родным языком, что в той или иной мере воспитана на хрестоматийных образах англоязычной литературы – от Конан Дойля и Агаты Кристи до Джоан Роулинг – персонификация зла в коварных и часто серийных убийцах служит одним из ценностных ориентиров в жизни. Нельзя также исключить, что присутствие криминального по своей природе зла в истории Британии, в том числе построенной на насилии истории Британской империи, было настолько объемным и навязчивым, что сформировало легко объяснимый комплекс нетерпимости. Здесь криминал не жалуют. Отношение к злостным преступникам предельно прагматичное, лишенное эмоций.

Однако на фоне повальной либерализации норм общественной жизни, проходящей в масштабах всего Евросоюза, у островной нации, видимо, взыграли охранительные инстинкты. В условиях все более непредсказуемого развития ситуации в мире и в окрестностях Евросоюза (война в Сирии, перекинувшаяся, по сути, в Ливан, сохраняющаяся вероятность военного удара по Ирану, в целом разворошенный «Арабской весной» обширной регион Северной Африки и Ближнего Востока), а также множащейся энтропии вокруг проекта «единая Европа» островитяне ощущают необходимость в консолидации нации, повышении, как было сказано, «уверенности в себе, самодисциплине и самоуважении», равно как и усилении коллективистского начала на этапе воспитания молодого поколения.

Нежелание помиловать закоренелых преступников – само по себе ни о чём не говорит, но в сочетании с планами по созданию сети государственных военизированных школ может служить симптомом переосмысления в политическом классе Британии того, что требуется нации для выживания в этой быстро меняющейся системе международных координат.

Владимир МИХЕЕВ

№6-8(78), 2013

№6-8(78), 2013