Главная > Финансы & банки > Экономика > Рейтинговые агентства сдают позиции

Рейтинговые агентства сдают позиции

image_pdfimage_print

Еще недавно изменение кредитного статуса страны, города или компании одним из трех крупнейших в мире рейтинговых агентств звучало как приговор. Повысили оценку – кредит для счастливчика дешевел, акции шли вверх, и происходили всякие другие рыночные приятности. Понизили оценку – не обессудьте. Результатом стало то, что эта тройка – «Стандарт энд Пурс», «Муди'з» и «Фитч» получили огромную, практически бесконтрольную власть на финансовых рынках. Дошло до того, что оценка одной из этих компаний могла становиться руководством для автоматической покупки или продажи конкретных акций, соответствующие ориентиры вносились в уставы компаний.

История этих агентств уходит корнями в США, в начало ХХ столетия. Тогда предтечи нынешних финансовых монстров стали глазами и ушами людей, которые вложили деньги в акции компаний, строивших железные дороги на Запад. Поскольку акционеры не могли лично перемещаться, чтобы наблюдать, правильно ли расходуются железнодорожными строителями их деньги, этим стали заниматься специальные фирмы. В 1909 году Джон Муди стал первым финансовым аналитиком, который стал обозначать степень надежности железнодорожных акций. В 1913 году Джон Ноулз Фитч начал публиковать статистические справочники для инвесторов, названные его именем. В 1924 году он впервые ввел нынешнюю систему буквенного обозначения рейтинга, начиная с высшего – ААА до низшего – D.

Исходным же моментом для этого бизнеса стал 1860 год, когда Генри Вэрнум Пур опубликовал «Историю железных дорог и каналов в Соединенных Штатах», которая стала предтечей всех методик анализа и оценки биржевых показателей. А в 1906 году компания «Стандард статистик» первой опубликовала книгу, в которой постаралась систематизировать, создав прообраз современного рейтинга, акции долговых обязательств корпораций, государств и муниципалитетов. В 1941 году две последние корпорации слились, образовав «Стандард энд Пурс», которая, кстати говоря, в 1966 году дала свое имя основному индексу Нью-Йоркской фондовой биржи «Эс энд Пи – 500», объединяющему показатели 500 крупнейших котирующихся на Уолл-стрит корпораций.

За столетие эта троица (есть еще много более мелких рейтинговых компаний) построила репутацию и обрела реальную финансовую власть. Позиции их пошатнулись, однако, в 2008 году, когда оказалось, что все они дружно проспали приближение глобального кризиса. Вовремя не просигнализировали, во-первых, о проблемах на американском ипотечном рынке, обвал которого стал отправной точкой кризиса, во-вторых, опоздали со снижением рейтинга крупнейшего американского инвестиционного банка «Леман Бразерс». Они снизили его рейтинг лишь 15 сентября 2008 года, когда его крах уже вызвал цепную реакцию на биржах всего мира.

С тех пор эти агентства теряют влияние, сталкиваются даже с политическим вызовом. Так, в ЕС стали публично выражать тревогу относительно степени влияния этой троицы, заговорили о создании собственной рейтинговой службы, которая стала бы ориентиром для «двадцати восьми».

Существенным фактором стала более спокойная реакция рынков на те или иные действия ведущих рейтинговых агентств. Так, несколько месяцев назад они понизили статус долговых обязательств Италии и Франции. Однако при размещении Парижем и Римом новых долговых обязательств процентные ставки для них остались, по сути, прежними, хотя по предыдущей логике должны были подскочить. Зато в случае с долгами Греции произошло обратное: ее падение в долговую пропасть было ускорено и усилено именно действиями и решениями рейтинговых агентств, что признает даже МВФ.

Почему так происходит? Только ли оплошности 2008 года тому виной? Объяснение новому положению рейтинговых агентств дал экономист Миланского католического университета Анджело Бальони. «Эти агентства теперь лишь фотографируют положение дел, они его больше не предвидят, – сказал он газете «Стампа». – Инвесторы уже свыклись с этим».

Особенно это касается рейтингов суверенных долгов стран. По его словам, «любой человек сейчас имеет доступ к данным, которые публикуют страны», поэтому специализированные компании «не могут сообщить ничего нового по сравнению с тем, что всем известно».

Светлана ФИРСОВА

№6-8(78), 2013

№6-8(78), 2013