Главная > Финансы & банки > Энергетика > Германия: реформа – погоня за призраком?

Германия: реформа – погоня за призраком?

image_pdfimage_print

Печальная новость: третий квартал подряд консалтинговая компания «Маккинси» выставляет германским энергетическим реформам все более низкие оценки, то есть, извините, присваивает все более низкие индексы.

Что уж тут говорить, когда 10 из 15 целей, которые ставили перед собой правительственные реформаторы, названы «нереалистическими». Особенно это касается цен на электроэнергию и выбросов углекислого газа в атмосферу: тут о позитивных результатах говорить даже не приходится.

Авторы исследования – Томас Фалленкамп и Матиас Голь – с сентября прошлого года выпускают ежеквартальные доклады о ходе этих реформ. Пока вывод один: все хуже и хуже. Правда, авторы вежливо называют сложившуюся ситуацию «отрезвляющей». Ну что ж, и на том спасибо…

Пока получается так, что природный газ в Европе дорог, а сертификаты на выбросы двуокиси углерода дешевы. Стоит ли удивляться, что субвенционируемые «экоэнергетики» выдавливают с рынка экологически относительно приемлемые газовые электростанции? А производители электроэнергии с помощью бурого угля сейчас на коне: их станции загружены больше прежнего.

Очень неважно обстоит дело с ценой электроэнергии, отпускаемой домохозяйствам. В январе 2013 года она выросла на 13%. И теперь германские цены на 44% выше среднего европейского уровня.

Глава германского правительства Ангела Меркель в марте пообещала, что цена электричества дальше расти не будет. Авторы аналитического доклада придерживаются противоположного мнения. Затраты на перестройку энергетики и расширение электросетей потребуются? Потребуются. Деньги вкладывать в гелио- и ветроэнергетику придется? Придется. Значит и цена неизбежно вырастет, чудес не бывает.

Вроде бы проникает в это царство мрака и луч света: потребление электроэнергии упало, что признают и аналитики компании «Маккинси». И показатель вроде бы неплохой – 1,3%. Таким образом, поставленная цель – снизить к 2020 году потребление энергии на 10% – может быть оценена как достижимая.

Но если присмотреться повнимательнее, то станет ясно, что причина не в том, что энергоресурсы в Германии стали использовать эффективнее. Дело в падении производства, а такой задачи никто из преобразователей перед реформами явно не ставил.

Цель, которой хотели добиться сторонники создания ветроэнергетических парков – иметь гарантированный резерв мощностей – по-прежнему может считаться недостижимой. Отсутствие необходимых линий электропередачи превращает ветряки в дорогостоящее украшение приморского пейзажа. К тому же компании, действующие в сфере гелио- и ветроэнергетики, сейчас активно принялись сокращать рабочие места, что слабо увязывается с целями, которые преследуют правительственные реформаторы. Они-то уверяли сограждан, что этот бизнес станет мотором в решении проблемы создания новых рабочих мест. Да не тут-то было…

Еще один обескураживающий вывод: авторы доклада считают, что затраты на проведение энергетических реформ возрастут с 13,5 миллиардов евро в 2011 году до 29 миллиардов в 2020 году. Рост, как видим, в два с лишним раза. И при этом, заметим, никаких признаков того, что хотя бы часть этих средств пойдет на создание резервных генерирующих мощностей, пока не видно. А атомные электростанции последовательно будут останавливать. Как это согласуется с обеспечением устойчивости и безопасности электроснабжения – тайна сия велика есть. Работать в столь стратегически важной отрасли, не имея гарантированных резервов? Воля ваша, но это как-то очень уж бесшабашно. Конечно, может и пронесет. А если нет?

Сергей ПЛЯСУНОВ

№6-8(78), 2013

№6-8(78), 2013